Как и следовало ожидать, вертолеты семейства "Блэк Хоук" не смогли полностью заменить "Си Кинги". Внутренний объем кабины S-70 меньше, чем объем грузовой кабины S-61, что не устраивало многие гражданские компании, эксплуатирующие вертолеты фирмы "Сикорский". В начале 90-х годов конструкторы приступили к проектированию нового вертолета, который сочетал бы конструкцию "Блэк Хоука" с
вместимостью S-61. Изначально разрабатывались два варианта: военный (военно-транспортный) и гражданский. Спустя 20 месяцев после начала работ, в апреле 1992-го, потенциальным заказчикам
продемонстрировали полномасштабный макет гражданского варианта.
Основной упор не случайно делался на разработку именно гражданской машины - военный сектор рынка вертолетов худо-бедно перекрывали различные "Блэк Хоуки" и "Си Хоуки", а на "гражданке" же многие
потенциальные клиенты американцев стали коситься в сторону изделий фирмы "Миль".
Менеджеры фирмы "Сикорский" считают, что в ближайшие 20 лет предстоит заменить 340 вертолетов S-61, которые эксплуатируются компаниями США. Однако основные надежды возлагаются на экспорт, где
надеются продать 1390 вертолетов S-92 в течение 20 лет. Минимальное количество "девяносто вторых", на которые могут поступить заказы в течение ближайших 20 лет, оценивается в 240 гражданских и 520
военных машин. Обидно уступать столь лакомый кусок только из-за недостаточных размеров кабины S-70.
Чтобы начать борьбу за будущие рынки сбыта уже на этапе разработки, фирма "Сикорский" применила тактику "засланного казачка", прибегнув к нехарактерной для американцев практике интернационализации
опытно-конструкторских работ. В 1995-м образовалась так называемая "виртуальная корпорация", первую скрипку в которой играют янки, а на долю компаньонов приходится 28% работ. Фирма "Сикорский"
отвечает за разработку динамической системы, общую интеграцию систем и конструкции, менеджемент. Вице-президент программы S-92 Кеннет Келли не скрывал, что на выбор партнеров влиял такой фактор, как
возможность лоббирования нового вертолета в своих странах.
Поскольку S-92 проектировался по "безбумажной" технологии с применением цифровой трехмерной автоматизированной системы CATIA, подбирались "соучастники", способные использовать такую систему. В
результате партнерами фирмы "Сикорский" стали "Тайвань Аэро Индустриал Девелопмент" (отвечает за разработку оборудования кабины экипажа), "Бразил Эмбраэр" (боковые спонсоны и, совместно с французскими
фирмами "Аэразар" и "Интертехник", топливная система и шасси ), испанская "Гамеза" (обтекатель редуктора несущего винта, хвостовая балка, интерьер кабин), "Мицубиси Хэви Индастриз" (кабина экипажа,
задние секции боковых спонсонов, в которые убираются стойки шасси) и китайская "Джингдед-жень Геликоптер Групп" (вертикальная законцовка хвостовой балки). Насколько известно, работы по S-92 - первый
случай технического сотрудничества непримиримых врагов, КНР и Тайваня.
Каждый партнер отвечает за детальную проработку "своих" частей вертолета и за их изготовление для пяти прототипов. В справочнике "Джэйн'с" вертолет S-92 помещен в разделе США, что в целом
совершенно справедливо. Ведь американцы выступают в качестве технических идеологов и работодателей.
Прогнозируемая цена S-92 в гражданском варианте - 13-14 млн. долларов. При разработке снижение его стоимости, наряду с уменьшением эксплуатационных расходов, было одним из основных приоритетов.
Проектирование велось в соответствии с американскими и европейскими нормами летной годности, которые предусматривают сертификацию вертолета для полетов на одном двигателе и с поврежденным управлением,
а также продолжение взлета при отказе одного двигателя.
Фюзеляж - смешанной конструкции из металла и композиционных материалов (КМ). Из КМ выполнены носовая часть фюзеляжа, обтекатель редуктора несущего винта, боковые спонсоны. Кабина экипажа, хвостовая
балка и вертикальная законцовка хвостовой балки - полумонокок из алюминиевых сплавов.
Гражданский S-92 имеет салон на 19 пассажиров высотой 1,83 м. Военно-транспортный вариант рассчитан на перевозку 22 человек. Грузовые кабины обеих модификаций таких же размеров, как у S-61. В
бортах у всех вариантов будет одинаковое число прямоугольных окон. Предусмотрено оснащение кабин опускаемой рампой, аналогичной рампе вертолета СН-53.
И военно-транспортный, и гражданский вертолеты оснастят двумя газотурбинными двигателями "Дженерал Электрик" СТ7-8 мощностью по 2400 л.с. каждый. Первоначально планировалась установка менее мощных
ГТД СТ6-7, хорошо зарекомендовавших себя в условиях Северного моря. Но ряд предполагаемых заказчиков намеревается эксплуатировать вертолет в жарких горных условиях, где мощность двигателей СТ6-7
недостаточна. ГТД СТ7-8 является первым двигателем серии Т700, который оснащен полностью автоматической двухканальной цифровой системой управления, разработанной фирмой "Гамильтон Стандарт".
Динамическая система с четырехлопастным бесшарнирным несущим винтом обладает подъемной силой на 20% большей, чем у вертолета UH-60L Втулка несущего винта с неограниченным сроком службы выполнена из
титана. Она оснащена новой системой подавления вибраций, состоящей из металлического барабана и пяти пружин из КМ. Лопасти несущего винта также изготовлены из композитов. Для улучшения характеристик и
уменьшения шума законцовки лопастей сделаны стреловидными и отклонены вниз.
Приборное оборудование кабины летчиков на обоих вертолетах S-92 одинаковое. Каждый летчик располагает двумя цветными многофункциональными индикаторами на жидких кристаллах размером 150x200 мм, еще
один - пятый - расположен в центре приборной доски. Приборное оборудование разработано в соответствии с гражданским стандартом, а военно-транспортный вариант дополнительно оснащается цифровой шиной,
позволяющей реализовать в бортовой электронике принцип "открытой архитектуры". Отсек электронного оборудования расположен за кабиной экипажа. Доступ к оборудованию осуществляется через съемные панели
в полу кабины.
На вертолете применяется цифровая автоматическая система управления полетом с двукратным резервированием фирмы "Гамильтон Стандарт". Эта система может осуществлять стабилизацию на режиме висения и
имеет режим автопилота. В перспективе все вертолеты планируется оборудовать активной системой гашения вибраций, но система шумопоглощения будет устанавливаться только на вертолеты, предназначенные для
перевозки высокопоставленных персон. Шасси вертолета - трехопорное, убираемое, с носовой стойкой.
Английская фирма "FPT Индастриз" занималась вопросами плавучести вертолета при аварийной посадке на воду. Запас непотопляемости обеспечивает удержание вертолета на поверхности в течение 10 минут
после посадки, для чего в носовой части фюзеляжа, под опускаемой рампой и по бортам установлены автоматически надуваемые баллонеты.
Интересно, отметить, что хотя S-92 и объявлен официально в качестве преемника "Си Кинга", амфибией новую машину не сделали. Вертолеты-амфибии себя не оправдали, посадки на воду осуществлялись не
так уж часто, а платить высокую цену в виде усложнения конструкции и ухудшения аэродинамики за редкую и не столь необходимую возможность "поплавать" явно неразумно.
Первый опытный S-92 для наземных испытаний доставили в летно-исследовательский центр фирмы "Сикорский" в Вест-Палм-Бич (шт. Флорида) весной этого года. Готовность второго, который предназначен для
летных испытаний, перенесли с сентября на неопределенный срок.
На вертолетах собираются установить ГТД СТ6-7, поскольку фирма "Дженерал Электрик" еще не отработала усовершенствованный компрессор для ГТД СТ7-8. Новым двигателем предполагается снабдить третью
опытную машину. В ходе программы летных испытаний четыре вертолета должны налетать 1600 ч.
"Ядро" программы S-92 - отработка гражданского варианта, предназначенного для обслуживания нефтяных месторождений Северного моря. Сертификация S-92 по американским и европейским стандартам
запланирована на третий квартал 2000 года, а поставки вертолетов заказчикам могут начаться в 2001-м.
Разработка военно-транспортного варианта изначально ориентирована на потребности ВМС США, которым необходим вертолет средней грузоподъемности для замены "старичков" СН-46. Однако в 1997-м
командование ВМС выбрало СН-60, очередную модификацию S-70. Весьма вероятно, что "Хоук" не удовлетворит моряков и, если у них появятся "лишние деньги", они прикупят S-92. Тем более, что многие
специалисты рассматривают этот вертолет, как более дешевую альтернативу конвертоплану V-22 "Оспри".
В свое время создатели "Си Кинга" делали противолодочный вертолет, а в результате получили универсальный аппарат. Вице-президент фирмы "Сикорский" торжественно провозгласил S-92 преемником S-61 и
не словом не обмолвился о противолодочном варианте наследника. Думается, что такие работы ведутся, но афишировать их в настоящее время не выгодно. На мировом рынке противолодочных вертолетов
предложение явно превышает спрос. В жесткой конкурентной борьбе схлестнулись американский "Супер Си Спрайт", английский "Супер Линкс", российский Ка-28. На подходе англо-итальянский ЕН-101. Американцы
не хотят нервировать конкурентов раньше времени.
Наиболее вероятный заказчик гипотетического противолодочного варианта S-92 - ВМС США, так как вертолет дорогой и "габаритный". Но в настоящее время американцы не планируют менять "Си Хоуки". Хотя
ситуация может измениться. И в отечественной, и в западной прессе появлялись сообщения о проблематичности надежного обнаружения российских дизельных подводных лодок проекта 877 ("Варшавянка"). Более
того, даже такие "шумящие" субмарины, как АПЛ проекта 705 ("Альфа") постройки конца 70-х, крайне трудно обнаружить и поразить из-за их высокой скорости и большой глубины погружения.
На наших верфях, несмотря на ужасающий развал ВПК, закладываются совершенно новые подводные корабли: ДПЛ "Амур", ПЛАРБ "Юрий Долгорукий". Искать их и пытаться поразить (хочется верить, что до
последнего дело не дойдет) в пучинах океана противнику будет еще труднее.
Обеспечить надежное обнаружение перспективных подводных целей сможет лишь новый противолодочный комплекс, построенный на принципах синтезирования данных от различных датчиков первичной информации:
магнитомеров, активных и пассивных гидролокаторов.
Возможно применение поисковой аппаратуры, основанной на фиксации искажений физических полей Земли подводными объектами. При этом вся аппаратура должна работать одновременно, чтобы получать более
полную, и самое важное, более достоверную информацию о подводной среде.
Для увеличения вероятности поражения перспективных субмарин придется применять пуск нескольких самонаводящихся торпед по одной цели. Размещение мощного поискового оборудования и увеличенного
количества торпед (сегодня стандартное вооружение вертолета ПЛО состоит из двух торпед) потребует много места. Объема кабины "Си Хоука" вполне может не хватить. Вот тогда-то и появится противолодочный
S-92. Несмотря на туманные перспективы военных вариантов, S-92 - "козырная карта" фирмы "Сикорский" в первой половине XXI века.
Описание конструкции
Вертолет выполнен по одновинтовой схеме, с рулевым винтом, двумя ГТД и трехопорным шасси. По размерам
вертолет S-92 лишь несколько больше вертолета S-70, зато имеет значительно
большую по габаритам грузопассажирскую кабину с задним грузовым люком и
отличается более высокой грузоподъемностью и лучшими летными
характеристиками.
Фюзеляж имеет каркасную конструкцию из алюминиевых сплавов с широким
применением КМ (до 40% массы конструкции). В носовой части размещена
двухместная кабина экипажа с большой площадью остекления и меньшей по
размерам, чем на вертолете S-70, для улучшения обзора экипажу, приборной
доски с четырьмя многофункциональными, на жидких кристаллах дисплеями.
Грузопассажирская кабина объемом 16.88м3 имеет ширину 2.01м, высоту 1.83м
и длину 5.66м, которая может быть значительно увеличена для перевозки
длинномерных грузов за счет использования свободного объема возле
грузового люка; на гражданском вертолете S-92C этот объем (3.11м3)
используется для размещения багажа. В кабине может размещаться 19
пассажиров с багажом, или 22 десантника с вооружением, или 3 стандартных
грузовых контейнера LD-3, загружаемых через заднюю грузовую рампу.
Вертолет S-92C может быть переоборудован в административный, с салонами
первого класса для 4 пассажиров и второго класса для 6 пассажиров, буфетом
и туалетом.
В пассажирском варианте кабина имеет по 7 окон с каждого
борта и дверь с правого борта в конце кабины над обтекателем; кабина
военно-транспортного варианта имеет по три больших окна с каждого борта и
большую сдвижную дверь с правого борта, перед обтекателем с опускающимся
на землю трапом; на окнах имеются узлы для крепления вооружения, а на полу
- узлы для крепления грузов и роликовые опоры; для облегчения погрузки
снаряжения в кабину имеется грузовая лебедка, а для перевозки грузов на
внешней подвеске - крюк, рассчитанный на усилие 4535кг.
По бокам фюзеляжа имеются большие обтекатели, в которых
размещаются топливные баки и главные опоры шасси.
Хвостовая балка овального сечения переходит на конце в
стреловидное вертикальное оперение, на котором справа установлен под углом
рулевой винт, а слева - горизонтальное оперение трапециевидной формы в
плане, поддерживаемое подкосом.
Шасси убирающееся, трехопорное, с носовой опорой и сдвоенными
колесами на всех опорах, как на вертолете S-65; носовая опора убирается
вперед, в отсек под фюзеляжем, а главные - назад, в боковые обтекатели,
для удобства погрузки и выгрузки длина амортизационных стоек опор может
изменяться, обеспечивая уменьшение высоты вертолета на стоянке. Колея
шасси 3.43м, база шасси 5.79м.
Несущий винт четырехлопастный, с эластомерными шарнирами на втулке,
как на вертолете S-70. Лопасти несущего винта полностью изготовлены из КМ,
имеют большую на 12% хорду, чем на S-70, прямоугольную форму в плане, с
сужающимися законцовками с углом стреловидности по передней кромке 30град. ,
отогнутыми вниз под углом 20град. . Такая конфигурация законцовок обеспечивает
повышение КПД несущего винта и уменьшение уровня шума.
Рулевой винт четырехлопастный, с шарнирным креплением
лопастей, изготовленных из КМ.
Для эксплуатации с палубы кораблей предусмотрено складывание
лопастей несущего винта и хвостовой балки с рулевым винтом, как на
вертолете S-65, при этом габариты вертолета S-92 со сложенными лопастями
несущего винта и хвостовой балкой с рулевым винтом будут такими же, как у
вертолета СН-46, для замены которого он предлагается.
Силовая установка будет состоять из двух ГТД General Electric
CT7-6D взлетной мощностью по 1305кВт при температуре 35град. С на уровне моря и
чрезвычайной мощностью по 1603кВт для вертолета S-92C и СТ7-8 взлетной
мощностью по 1417кВт при t=35 град. C на высоте 1220м и чрезвычайной мощностью
по 1490кВт для вертолета S-92IU. Двигатели установлены над фюзеляжем за
главным редуктором в отдельных обтекателях с боковыми воздухозаборниками с
ПЗУ.
Трансмиссия рассчитана на передачу мощности 3109кВт, состоит из
главного четырехступенчатого редуктора, разработанного на базе
трехступенчатого главного редуктора вертолета S-70, нового промежуточного
редуктора привода рулевого винта и удлиненных валов привода рулевого винта
из-за большой высоты вертикального оперения.
Топливная система включает топливные баки в боковых
обтекателях. Военно-транспортный вариант снабжен выдвижной штангой для
заправки топливом в полете, установленной справа в носовой части фюзеляжа,
как на вертолете S-65.
Система управления как на вертолете S-70, но отличается
рядом усовершенствований, в числе которых цифровая автоматическая система
управления полетом с автопилотом и бортовая ЭВМ, подобная установленной на
вертолете RAH-66.
Оборудование соответствует требованиям ARINC 429 и включает
мультиплексную цифровую шину передачи данных MIL STD 1553, индикатор с
движущейся картой и системой FLIR в военно-транспортном варианте.