Многоцелевой вертолет Bell OH-58 Kiowa поступил на вооружение армии США в
далеком 1969 году. С тех пор он претерпел целый ряд модернизаций, но, как ни
молодись, новым не станешь - базовая конструкция бесповоротно устарела. И вот
три месяца назад компания Sikorsky Aircraft представила машину, которая придет
на смену легендарному "Беллу". Машину, которая быстрее, эффективнее и опаснее.
Первые слухи о "сменщике" появились в 2010 году - тогда не шло речи даже о
компании, которая будет разрабатывать новую машину. В июльском номере мы писали
об основных тенденциях развития современных вертолетов, в том числе и о Sikorsky
S-97 Raider (такое наименование получил прототип), тогда еще спрятанном за
завесой тайны. Теперь же машина представлена официально, гриф "совершенно
секретно" снят. Лопасти у S-97 "растут" из более ранней модели,
экспериментального вертолета Sikorsky X2, и даже из "старичка" S-69,
представленного в далеком 1972 году. Новая машина - это наглядный пример того,
как технологии проистекают одна из другой, а не возникают на ровном месте. Фишка
не в том, чтобы использовать одну новаторскую идею, а в грамотном сочетании
проверенных концепций. И наступит революция.
У вертолетов есть несколько проблем, ограничивающих их максимальную скорость.
Первая заключается в том, что при вращении винта отступающая лопасть движется по
направлению потока воздуха, причем со скоростью, близкой к скорости потока.
Из-за этого она не создает подъемной силы. В начале 1970-х инженеры Sikorsky
предложили решение этой проблемы: сделать два соосных винта с двумя независимыми
автоматами перекоса, способными изменять угол атаки отступающих лопастей. Такая
схема позволяла нивелировать падение подъемной силы при движении лопасти по
потоку; собственно, вся подъемная сила создается опережающими лопастями. Кроме
того, поскольку вертолет приводился в движение двумя толкающими турбореактивными
двигателями, основные роторы должны были лишь создавать подъемную силу и ничего
более. Построенный по такой схеме S-69 установил неофициальный мировой рекорд
скорости для вертолета (487 км/ч), но в серию не попал из-за плохой
управляемости, повышенной вибрации и ряда других недостатков.
Но интересная схема плюс толкающий движитель не давали покоя инженерам Sikorsky,
и четвертью века позже появился второй подобный вертолет, опытная модель X2. Как
и S-69, экспериментальная машина имела два соосных несущих винта и толкающий
движитель, но на этот раз не турбину, а… пропеллер. Тут проявилась вторая
проблема: когда движение законцовок лопастей роторов приближается к скорости
звука, сопротивление возрастает многократно. С учетом толкающего пропеллера эту
проблему решили очень просто: начиная с определенного момента несущие роторы
начинают постепенно замедляться - это не влияет на скорость, поскольку она
определяется толкающим винтом, а для создания достаточной подъемной силы
подобные скорости вращения несущего винта просто не нужны!
Лишь в октябре 2010 года назначение X2 стало яснее ясного. На гражданском
прототипе отрабатывали методики, примененные при создании настоящего боевого
вертолета. Благодаря этому S-97 Raider был построен в рекордные сроки - уже на
конец 2014 года назначен его первый полет, а на 2015-й - ходовые испытания. В
реалии сроки первого полета затянулись - S-97 смог
взлететь только 22 мая 2015 года в районе Уэст-Палм-Бич.
Как и X2, новый вертолет имеет два соосных несущих ротора и толкающий пропеллер
регулируемого шага, который позволяет изменять угол атаки лопастей прямо во
время движения, таким образом лучше контролируя вертолет в зависимости от
условий полета. Проблему вибрации, возникавшую на S-69, в X2 тоже успешно
решили: и на прототипе, и на боевой машине применяется так называемая активная
система контроля вибрации (AVC), использованная ранее на вертолете UH-60M Black
Hawk. Система состоит из комплекта датчиков, измеряющих частоту вибрации в
различных точках фюзеляжа, а также генераторов, которые в соответствии с
получаемыми данными создают колебания строго соответствующей частоты. Это
позволяет снизить вибрацию в кабине и сделать полет комфортным для пилотов и
пассажиров (десанта).
Двигатель машина тоже позаимствовала у UH-60M - это газотурбинный YT706-700R компании General Electric; все винты - и несущие, и толкающий - приводятся от одного
силового агрегата. Впрочем, скорее всего, это лишь временный шаг, необходимый
для летных испытаний и принятия на вооружение. Со временем Raider получит
собственный двигатель - об этом заявили представители компании. Связано это с
тем, что одно из основных преимуществ S-97 перед конкурентами - это его
скорость.
Заявленная крейсерская скорость вертолета ограничена показателем в 407 км/ч,
хотя движители и аэродинамика не запрещают разгоняться до скоростей более 500
км/ч! Для сравнения: самый быстрый на сегодняшний день многоцелевой вертолет и
обладатель официального рекорда скорости среди вертолетов, британский Westland
Lynx, 11 августа 1986 года сумел разогнаться до 400,87 км/ч, и это достижение до
сих пор не перекрыто. Странно, скажете вы, ведь еще X2 легко превосходил Westland Lynx. Именно так! Но разработчики Sikorsky просто не ставили себе цели
побить рекорд - эту задачу по ходу дела, как неосновную, в любом случае решит
S-97.
Как и в X2, в Raider реализована схема fly-by-wire, то есть электродистанционная
система управления. Между приборами управления и исполнительными механизмами
вообще нет механической связи - этот принцип уже давно применяется в самолетах и
частично в вертолетах, но S-97 - это первая машина, в которой механических
дублеров нет вообще, ни в одной из систем. В первую очередь это было сделано для
облегчения машины и перераспределения ее массы; механические связи занимают
слишком много места. Собственно, той же цели служит и легкий фюзеляж из
композитных материалов.
Дополнительным бонусом стала компактность вертолета. При длине 11 и диаметре
ротора 10 м при посадке он требует примерно на 15% меньше места, чем его
ближайшие конкуренты в классе, а для боевых и спасательных операций этот
показатель иногда жизненно важен.
Вооружение на "Райдер" может устанавливаться самое разное. В базовом варианте
это пулемет калибров 7.62 или 12.5 (или их комбинация), а также более серьезный
козырь - либо 7-зарядная система, оперирующая типовыми ракетами Mk 4 FFAR
(2.75-дюймовками), либо широко известная установка AGM-114 Hellfire. Но, в
принципе, это стандартный "обвес", в котором нет ничего революционного.
Вертолет рассчитан на двух пилотов, а его грузовой отсек может варьироваться в
зависимости от назначения. Теоретически он способен нести шестерых десантников,
но на деле Sikorsky анонсирует множество конфигураций: боевую для миссий
различного характера, поисково-спасательную, санитарную и т.?д. В этом кроется
еще одна цель компании: в будущем году планируется серьезная реструктуризация
ВВС США, в ходе которой основной ударный вертолет AH-64 Apache несколько
поменяет свой статус. На данный момент "Апачи" находятся в распоряжении ряда
армейских подразделений, в том числе в национальном резерве и Национальной
гвардии США. В будущем планируется сосредоточить "Апачи" исключительно в
действующей армии; на освободившуюся нишу претендует S-97. Так менеджеры Sikorsky хотят убить сразу двух зайцев: полностью заместить старенький
многоцелевой "Белл" и частично - более современный ударный "Апачи".
Экономическая составляющая особенно важна для Sikorsky, поскольку S-97 уникален
полным отсутствием государственного или военного финансирования. Это частный
проект частной компании, причем 75% вложений принадлежат непосредственно Sikorsky; помимо того, в создании вертолета задействовано еще 53 сторонних
фирмы, послужившие поставщиками комплектующих или просто… спонсорами проекта.
В 2012 году армия США запустила программу Armed Aerial Scout (AAS) по разработке
компактного мультифункционального вертолета на замену вьетнамцу OH-58F. Но
разработка Sikorsky началась значительно раньше, когда действовала
продолжительная программа развития военного вертолетостроения Armed
Reconnaissance Helicopter (ARH) - при этом на момент объявления тендера AAS ни
одного действующего образца S-97 еще не существовало в природе, в то время как
пять других вертолетов, претендующих на эту нишу, уже были представлены "в
железе" (разработки Bell, Boeing, Eurocopter, McDonnell Douglas и
AgustaWestland). В результате исследования вопроса армейский департамент пришел
к выводу, что ни одна из представленных конструкций не удовлетворяет требованиям
тендера. Это означало, что по сути вертолет нужно было разрабатывать с нуля -
всем пяти конкурентам. Благодаря этому компания Sikorsky тут же оказалась в
выигрыше - теперь она явно успевала представить свою систему раньше прочих.
Кто-то знал заранее? Возможно.
Но история получила еще один поворот: к концу 2013 года программа неожиданно
была свернута. Казалось бы, Sikorsky снова оказывается у разбитого корыта
(разработка-то идет полным ходом), но - не совсем. Армия приняла "половинчатое"
решение - перевести AH-64E Apache из резервов в части действующей армии в
качестве вертолета воздушной разведки (об этой переброске мы уже упоминали
выше). И для "Сикорского" сразу открылось два окна - и для замещения "Беллов", и
для замещения "Апачи". Точно, кто-то что-то знал заранее.
В данный момент замещение вертолетного флота США происходит по программе Future
Vertical Lift (FVL), в рамках которой планируется заменить все устаревшие машины
вне зависимости от назначения. Что ж, Sikorsky S-97 попал в точку. По сути, это
единственный полностью готовый и значительно превосходящий действующие аналоги
многоцелевой вертолет, претендующий на появление в составе ВВС. Первый полет
нового "Белла" (Bell V-280 Valor) запланирован лишь на 2017 год, в том же году
поднимется в воздух совместное детище Sikorsky и Boeing, вертолет SB-1 Defiant.
Обе эти машины нацелены в первую очередь на замещение "Апачи" как основного
ударного вертолета, в своей же многоцелевой нише S-97 конкурентов не имеет. Даже
тендер объявлять нет смысла.
Но если забыть обо всех закулисных интригах, перед нами действительно новая
ступень в истории вертолетостроения. Машина, обладающая должной маневренностью и
при этом способная идти на крейсерской скорости свыше 400 км/ч, в два раза
быстрее, чем подобные серийные модели. Вертолет нового поколения.