Разработанный в 1968г. в соответствии с техническим заданием индийских ВВС и
предназначенный для действий в условиях больших
высот и скоростей вертолет Aerospatiale SA 315B Lama
объединял усиленную конструкцию модели Алуэт II с
динамическими компонентами модели SA 316 B Алуэт III,
включающими в себя силовую установку Artouste и
роторную систему. Опытный образец SA 315 впервые
поднялся в воздух 17 марта 1969г., а 30 сентября 1970г.
получил французский сертификат летной годности;
имя Лама ему было дано производителями в июле 1971
г.
SA 315B превосходил своих предшественников в
грузоподъемности при полетах на больших высотах.
Во время демонстрационных полетов в индийских
Гималаях в 1969г. SA 315B с экипажем из 2 человек и 120 кг горючего садился
и взлетал с площадки, расположенной на высочайшей зарегистрированной
высоте 7500 м, а 21 июня 1972г.
Проект Лама разработали специально для работы на высокогорьях. Вертолет выполнял
демонстрационные полеты в Гималаях. 21 июня 1972 года Лама, пилотируемый Жаном
Боуле, установил абсолютный рекорд высоты для вертолетов -12442 м.
Эти
достижения и хорошая репутация в плане
надежности предшествующих конструкций Алуэт II и
III обеспечили хороший спрос на рынке. Уже в 1971г.
были заключены лицензионные соглашения на право
производства SA 315B индийской компанией HAL в
Бангалоре. Первый вертолет Лама индийской сборки
поднялся в воздух 6 октября 1972г., а поставки этих
вертолетов на рынок начались в декабре 1973г. Лама
производства HAL был назван Cheetah.
2 ноября 2004 года Cheetah ВВС Индии установил новый мировой рекорд высоты
посадки, приземлившись на горе высотой 7666 м.
Как и
все представители семейства Алуэт, SA 315B Лама мог
быть легко приспособлен для различных целей:
пассажирских перевозок или
сельскохозяйственных работ. В то же время
военные варианты вертолета предусматривали его
переоборудование для обеспечения связи,
наблюдения, фотографирования, спасения на воде и
в воздухе (подъемная способность 160 кг,
транспортирования (максимальная внешняя
нагрузка - 1135 кг, в качестве скорой
медицинской помощи (двое носилок и один
сопровождающий медик) и других целей. Высотный
показатель делает SA 315B особенно подходящим для
горных районов: серийный Лама может
транспортировать на подвеске грузы массой до 1000
кг на высоте 2500 м. Другой
важный фактор - универсальное посадочное
устройство, состоящее из полозьев с убирающимися
колесами для приземления и оснащенное
поплавками для нормального функционирования с
воды и надуваемым в воздухе поплавковым шасси
для аварийного приводнения.
В 1978 году фирмы "Aerospatiale" и "Helibras" договорились о лицензионном
производстве вертолетов SA 315В Lama в Бразилии, в результате появилась
модификация НВ-315В Gaviao, оптимизированная для ВВС Боливии. Эти вертолеты были
приняты не только на вооружение ВВС Боливии, но и на вооружение ВМС Бразилии.
Во Франции серийное производство вертолетов SA 315В прекратили в 1991 году,
собрав в общей сложности 407 единиц. Построенными в Индии вертолетами вооружили
в первую очередь эскадрильи (с 659 по 662) индийских ВВС, которые в 1987 году
были переданы из ВВС в армейскую авиацию. В настоящее время фирма HAL выпускает
модернизированный вариант Chetal, оснащенный современным приборным оборудованием
и турбовальным двигателем TurbomecaTM 333 2М2. Вертолеты Lama остаются на
вооружении в Аргентине (ВВС и армейская авиация) и Эквадоре (армейская авиация).
В 2011 году вертолеты Cheetah продолжают широко применяться в Индии для
перевозок и поисково-спасательных операций.
Многие страны закупили вертолеты Lama для применения в горах. Они получили шасси
на более высоких стойках для работы на неровной местности. В 2011 году Армия
Пакистана продолжает применять свои вертолеты постройки фирмы "Aerospatiale".
Конструкция.
Вертолет одновинтовой схемы, с рулевым винтом, одним ГТД и лыжным шасси.
Фюзеляж цельнометаллический, форменной конструкции. Центральная и хвостовая
части фюзеляжа имеют треугольное сечение с силовым набором из стальных труб.
Кабина размерами 2.1 х 1.4 х 1.28м и объемом 3.1м3 имеет каркас из легких
сплавов с большой площадью остекления, с обеих сторон расположены сбрасываемые
двери; в кабине спереди размещаются летчик и второй летчик (или пассажир), сзади
- три пассажира. Предусмотрена возможность перевозки на внешней подвеске груза
массой до 1135кг. Кабина может быть оборудована спасательной лебедкой
грузоподъемностью 160кг. В санитарном варианте в кабине могут быть размещены
двое носилок с одним сопровождающим, в сельскохозяйственном варианте
предусмотрена установка подфюзеляжного бака с химикалиями емкостью 1135л.
Несущий винт трехлопастный, с шарнирным креплением лопастей. Втулка снабжена
гидравлическими демпферами. Лопасти прямоугольной формы в плане, складывающиеся;
лонжероны выполнены из алюминиевого сплава, комлевая часть - из стали с
противоэрозионными накладками из нержавеющей стали, внутренняя часть лопасти
заполнена слоистым материалом. Профиль лопасти NACA 63A, хорда 0.35м, крутка
-6°.
Рулевой винт диаметром 1.91м, трехлопастный, с шарнирным креплением лопастей.
Лопасти прямоугольной формы в плане, выполнены из алюминиевого сплава с
накладками вдоль носка из нержавеющей стали, хорда лопасти 0.134м.
Силовая установка. Двигатель установлен сверху фюзеляжа, за валом несущего винта
и не закрыт обтекателем. Сухая масса двигателя 130кг.
Трансмиссия включает главный редуктор с планетарными шестернями, редуктор
рулевого винта и соединительные валы. Скорость вращения вала главного редуктора
353 об/мин, редуктора рулевого винта - 2001 об/мин.
Шасси лыжное, со съемными колесами, колея 2.35м, может быть снабжено поплавками
для взлета с водной поверхности или аварийными надувными баллонетами.
Топливная система имеет топливный бак емкостью 575л, расположенный в центральной
части фюзеляжа. Емкость маслобака 7л. На сельскохозяйственном варианте вертолета
может быть установлена аварийная система слива топлива из под фюзеляжного бака.
Система управления гидравлическая.
Электрическая система состоит из стартер-генератора, аккумуляторной батареи
емкостью 36 А*ч и розетки разъема наземного питания.
Дополнительное оборудование включает систему обогрева кабины и
кислородно-дыхательную систему.