Уголок неба ¦ Aerospatiale SA.315 Lama

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная многоцелевые
   SA.315 Lama
       
Разработчик: Aerospatiale
Страна: Франция
Первый полет: 1969
Тип: Многоцелевой вертолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Разработанный в 1968г. в соответствии с техническим заданием индийских ВВС и предназначенный для действий в условиях больших высот и скоростей вертолет Aerospatiale SA 315B Lama объединял усиленную конструкцию модели Алуэт II с динамическими компонентами модели SA 316 B Алуэт III, включающими в себя силовую установку Artouste и роторную систему. Опытный образец SA 315 впервые поднялся в воздух 17 марта 1969г., а 30 сентября 1970г. получил французский сертификат летной годности; имя Лама ему было дано производителями в июле 1971 г.

SA 315B превосходил своих предшественников в грузоподъемности при полетах на больших высотах. Во время демонстрационных полетов в индийских Гималаях в 1969г. SA 315B с экипажем из 2 человек и 120 кг горючего садился и взлетал с площадки, расположенной на высочайшей зарегистрированной высоте 7500 м, а 21 июня 1972г.

Проект Лама разработали специально для работы на высокогорьях. Вертолет выполнял демонстрационные полеты в Гималаях. 21 июня 1972 года Лама, пилотируемый Жаном Боуле, установил абсолютный рекорд высоты для вертолетов -12442 м.

Эти достижения и хорошая репутация в плане надежности предшествующих конструкций Алуэт II и III обеспечили хороший спрос на рынке. Уже в 1971г. были заключены лицензионные соглашения на право производства SA 315B индийской компанией HAL в Бангалоре. Первый вертолет Лама индийской сборки поднялся в воздух 6 октября 1972г., а поставки этих вертолетов на рынок начались в декабре 1973г. Лама производства HAL был назван Cheetah.  2 ноября 2004 года Cheetah ВВС Индии установил новый мировой рекорд высоты посадки, приземлившись на горе высотой 7666 м.

Как и все представители семейства Алуэт, SA 315B Лама мог быть легко приспособлен для различных целей: пассажирских перевозок или сельскохозяйственных работ. В то же время военные варианты вертолета предусматривали его переоборудование для обеспечения связи, наблюдения, фотографирования, спасения на воде и в воздухе (подъемная способность 160 кг, транспортирования (максимальная внешняя нагрузка - 1135 кг, в качестве скорой медицинской помощи (двое носилок и один сопровождающий медик) и других целей. Высотный показатель делает SA 315B особенно подходящим для горных районов: серийный Лама может транспортировать на подвеске грузы массой до 1000 кг на высоте 2500 м. Другой важный фактор - универсальное посадочное устройство, состоящее из полозьев с убирающимися колесами для приземления и оснащенное поплавками для нормального функционирования с воды и надуваемым в воздухе поплавковым шасси для аварийного приводнения.

В 1978 году фирмы "Aerospatiale" и "Helibras" договорились о лицензионном производстве вертолетов SA 315В Lama в Бразилии, в результате появилась модификация НВ-315В Gaviao, оптимизированная для ВВС Боливии. Эти вертолеты были приняты не только на вооружение ВВС Боливии, но и на вооружение ВМС Бразилии.

Во Франции серийное производство вертолетов SA 315В прекратили в 1991 году, собрав в общей сложности 407 единиц. Построенными в Индии вертолетами вооружили в первую очередь эскадрильи (с 659 по 662) индийских ВВС, которые в 1987 году были переданы из ВВС в армейскую авиацию. В настоящее время фирма HAL выпускает модернизированный вариант Chetal, оснащенный современным приборным оборудованием и турбовальным двигателем TurbomecaTM 333 2М2. Вертолеты Lama остаются на вооружении в Аргентине (ВВС и армейская авиация) и Эквадоре (армейская авиация).

В 2011 году вертолеты Cheetah продолжают широко применяться в Индии для перевозок и поисково-спасательных операций.

Многие страны закупили вертолеты Lama для применения в горах. Они получили шасси на более высоких стойках для работы на неровной местности. В 2011 году Армия Пакистана продолжает применять свои вертолеты постройки фирмы "Aerospatiale".

Конструкция.

Вертолет одновинтовой схемы, с рулевым винтом, одним ГТД и лыжным шасси.

Фюзеляж цельнометаллический, форменной конструкции. Центральная и хвостовая части фюзеляжа имеют треугольное сечение с силовым набором из стальных труб. Кабина размерами 2.1 х 1.4 х 1.28м и объемом 3.1м3 имеет каркас из легких сплавов с большой площадью остекления, с обеих сторон расположены сбрасываемые двери; в кабине спереди размещаются летчик и второй летчик (или пассажир), сзади - три пассажира. Предусмотрена возможность перевозки на внешней подвеске груза массой до 1135кг. Кабина может быть оборудована спасательной лебедкой грузоподъемностью 160кг. В санитарном варианте в кабине могут быть размещены двое носилок с одним сопровождающим, в сельскохозяйственном варианте предусмотрена установка подфюзеляжного бака с химикалиями емкостью 1135л.

Несущий винт трехлопастный, с шарнирным креплением лопастей. Втулка снабжена гидравлическими демпферами. Лопасти прямоугольной формы в плане, складывающиеся; лонжероны выполнены из алюминиевого сплава, комлевая часть - из стали с противоэрозионными накладками из нержавеющей стали, внутренняя часть лопасти заполнена слоистым материалом. Профиль лопасти NACA 63A, хорда 0.35м, крутка -6°.

Рулевой винт диаметром 1.91м, трехлопастный, с шарнирным креплением лопастей. Лопасти прямоугольной формы в плане, выполнены из алюминиевого сплава с накладками вдоль носка из нержавеющей стали, хорда лопасти 0.134м.

Силовая установка. Двигатель установлен сверху фюзеляжа, за валом несущего винта и не закрыт обтекателем. Сухая масса двигателя 130кг.

Трансмиссия включает главный редуктор с планетарными шестернями, редуктор рулевого винта и соединительные валы. Скорость вращения вала главного редуктора 353 об/мин, редуктора рулевого винта - 2001 об/мин.

Шасси лыжное, со съемными колесами, колея 2.35м, может быть снабжено поплавками для взлета с водной поверхности или аварийными надувными баллонетами.

Топливная система имеет топливный бак емкостью 575л, расположенный в центральной части фюзеляжа. Емкость маслобака 7л. На сельскохозяйственном варианте вертолета может быть установлена аварийная система слива топлива из под фюзеляжного бака.

Система управления гидравлическая.

Электрическая система состоит из стартер-генератора, аккумуляторной батареи емкостью 36 А*ч и розетки разъема наземного питания.

Дополнительное оборудование включает систему обогрева кабины и кислородно-дыхательную систему.



 ЛТХ:
Модификация   SA 315B
Диаметр главного винта, м   11.02
Диаметр хвостового винта, м   1.91
Длина,м   10.23
Высота ,м   3.09
Масса, кг  
  пустого   1021
  нормальная взлетная   1950
  максимальная взлетная   2300
Внутренние топливо, л   575
Тип двигателя   1 ГТД Turbomeca Artouste IIIB
Мощность, кВт   1 х 640 (404)
Максимальная скорость, км/ч   210
Крейсерская скорость, км/ч   192
Практическая дальность, км   515
Скороподъемность, м/мин   330
Практический потолок, м   5400
Статический потолок, м   5050
Экипаж, чел   1
Полезная нагрузка:   2 пассажира в кабине, 4 пассажира или 2 носилок с сопровождающим или 785 кг груза или 1135 кг груза на подвеске


 Доп. информация :


  Фотографии:

 SA.315B
 SA.315B
 SA.315B
 SA.315B
 Эквадорский SA.315B
 SA.315B  (c) Chris de Stefani
 Кабина пилота SA.315B    (c) Rudolf Schider

  Схемы:

 SA.315B

  Варианты окраски:

 SA.315B  ВВС Чили

 



 

Список источников:

Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Aerospatiale SA-315B "Lama"
de Agostini. Мировая Авиация. Aerospatiale SA 315В Lama
Е.И.Ружицкий. Вертолеты
P.Allen. The Helicopter


Уголок неба. 2013 



 

  Реклама: