Коммерческий успех вертолета Alouette II побудил руководство фирмы "Sud-Aviation"
инициировать создание улучшенной модификации.
Получивший обозначение Sud SE-3160 прототип вертолета Alouette III имел закрытую
кабину увеличенного объема и значительно более сложное приборное оборудование. В
кабине теперь могли разместиться летчик и шесть пассажиров с багажом или шесть
солдат с полной боевой выкладкой, или двое лежачих и двое сидячих раненых, а
также груз в случае демонтажа сидений для пассажиров. На внешней подвеске
вертолет был способен перевозить груз массой до 750 кг. Динамические системы
использовали от вертолета Alouette II, но диаметр несущего винта несколько
увеличили, вместо двухлопастного хвостового винта установили трехлопастный.
Силовая установка состояла из одного турбовального двигателя Artouste III
мощностью 550 л. с. Шасси - трехопорное, с носовой опорой.
Прототип получил регистрацию F-ZWVQ, он выполнил первый полет 28 февраля 1959
года. В июне 1960 года новейший вертолет достиг вершины горы Монблан (4810 м над
уровнем моря).
К новинке сразу же проявили интерес французские военные, которым для войны в
Алжире требовался скоростной хорошо вооруженный вертолет. Вертолет прошел
испытания с различными вариантами боевой нагрузки, включая управляемые по
проводам противотанковые ракеты (ПТУР) и установленную на турели пушку.
Способный развивать скорость 210 км/ч вертолет Alouette III в полной мере
отвечал требованиям военных, но конфликт в Алжире завершился прежде, чем
вертолет успели принять на вооружение.
Первым серийным вариантом стал SA 316А Alouette III, изначально вертолеты
данного типа строились только на экспорт. Первые три машины были проданы в 1961
году ВВС Бирмы.
Затем последовали заказы от ВВС Южной Африки и от ВВС Родезии. Армейская авиация
и ВМС Франции закупили всего 11 вертолетов первой серийной модификации.
Вертолеты SA 316А были также проданы Перу и Дании (для ВМС).
В июне 1962 года между фирмами Sud и HAL было заключено соглашение на
лицензионное производство вертолетов SA 316А (под наименованием HAL Chetak) в
Индии на заводе в городе Бангалор.
Во Франции вертолетов SA 316А успели построить сравнительно немного, прежде чем
появилась новая модификация SA 316В, оснащенная двигателем Turbomeca Artouste
IIIB мощностью 570 л. с, усиленным несущим винтом и редуктором хвостового винта.
Первый полет вертолет SA 316В выполнил 27 июня 1968 года.
Соглашение о лицензионном производстве вертолетов SA 316В было подписано с
румынской фирмой "IСА-Brasov". В Румынии было построено примерно 230 вертолетов
под обозначением IСА-Brasov IAR-316B. В Швейцарии фирма FFA выпустила по
лицензии еще примерно 60 вертолетов SA 316В. Лицензионное производство
улучшенных вертолетов Alouette III наладили также в Индии на заводе фирмы HAL.
Вертолеты SA 316В французской сборки экспортировались в Пакистан, Алжир и
Анголу. В 1980-е годы СССР закупил в Индии для оценочных испытаний на кораблях
советского ВМФ три вертолета Chetak.
По опыту эксплуатации вертолетов SA 316В вскоре было принято решение о
разработке его двухместного военного варианта, так как по своим характеристикам
машина была вполне пригодная для использования в качестве легкого
вертолета-штурмовика. Типовой вариант боевой нагрузки - четыре блока
неуправляемых авиационных ракет калибра 68 мм или четыре ПТУР AS.11/AS.12, или
противолодочное вооружение (две торпеды Мк 44 или Мк 46, чаще использовался
вариант в виде подвески одной торпеды и детектора магнитных аномалий).
За модификацией SA 316В последовала модификация SA 316С Alouette III Astazou с
двигателем Astazou XIV располагаемой мощностью 600 л. с. (мощность двигателя 870
л.с). Данный двигатель также обладал меньшим расходом топлива и лучшими
характеристиками при высоких температурах атмосферного воздуха. Первые полет
вертолет SA316C выполнил в 1967 году, но его полномасштабное серийное
производство началось лишь в 1973 году.
Морской вариант вертолета Alouette III оптимизирован для базирования на кораблях
и судах сравнительно небольшого водоизмещения, даже таких как торпедные и
ракетные катера. По желанию заказчика, морские варианты вертолета
комплектовались поисковым радиолокатором ORB-31, гиростабилизированным прицелом
АРХ-Bezu и вооружались двумя управляемыми по проводам ПТУР AS. 12.
С коммерческой точки зрения вертолет Alouette III получился очень удачным. Фирма
"Sud Aerospatiale" (с 1970 года "Sud Nord") поставила 1453 вертолета в 74
государства мира, но в вооруженных силах эксплуатировалось только 60 из этих
вертолетов.
Alouette III с неизменным успехом применялись в самых разных
природно-климатических условиях, всегда демонстрируя отменную надежность.
Вертолет в полной мере соответствовал всем требованиям к легкой транспортной,
связной, противопожарной, противолодочной, легкой ударной, патрульной,
наблюдательной, учебно-тренировочной винтокрылой машине. В ряде стран Alouette
III использовались национальными вертолетными пилотажными группами.
Авиационный корпус армии Ирландии первые 8 вертолетов Alouette III получил в
1963 году. Все они эксплуатируются и сегодня, за исключением одного, который
получил серьезные повреждения в летном происшествии, случившемся в 1995 году.
Дальнейшим радикальным совершенствованием вертолета Alouette III в первой
половине 1980-х годов занялись в ЮАР и в Румынии. Фирма "IСА-Brasov"
использовала динамические системы вертолета Alouette III собственного
производства для постройки дешевого боевого вертолета, известного как IAR-317
Airfox, но дальнейшего развития проект не получил. В ЮАР фирма "Atlas Aircraft
Corporation)) в обстановке глубокой секретности разработала легкий боевой
вертолет ХН-1 Alpha. Этот вертолет стал первым шагом к созданию превосходного
боевого вертолета Rooivalk, поступившего на вооружение ВВС ЮАР.
В настоящее время серийное производство вертолетов Alouette III продолжается в
Индии фирмой HAL в виде модернизированного варианта Chetan с современным
приборным оборудованием кабины, новой системой управления полетом и двигателем
ТМ 333 2М2 от вертолета Chetal.
Конструкция.
Вертолет одновинтовой схемы, с рулевым винтом, одним ГТД и трехопорным шасси.
Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок. В носовой части расположена
кабина шириной 2м с четырьмя дверями. В кабине размещаются два летчика и шесть
пассажиров. В десантном варианте - 8 десантников с вооружением, в санитарном -
двое раненых на носилках и двое на сиденьях.
Шасси трехопорное, с самоориентирующимся носовым колесом. Колея шасси 2.4м.
Имеется предохранительная хвостовая опора. В морском варианте трехопорное шасси
заменяется поплавковым.
Несущий винт трехлопастный, с шарнирным креплением лопастей. Лопасти
цельнометаллические, прямоугольной формы в плане, связаны между собой системой
тросов. Хорда лопасти 0.35м, профиль лопасти NACA 0012, крутка -6°. Окружная
скорость концов лопастей 204м/с.
Рулевой винт диаметром 1.91м, трехлопастный, с шарнирным креплением лопастей.
Лопасти цельнометаллические, трапециевидной формы в плане. Окружная скорость
концов лопастей 200м/с.
Силовая установка. Двигатель установлен сверху фюзеляжа, за валом несущего
винта, и не закрыт обтекателем.
Трансмиссия состоит из редуктора двигателя с муфтой свободного хода, главного
редуктора, редуктора рулевого винта и соединительных валов. Передаточное
отношение от двигателя к несущему винту 94.5 : 1 и от двигателя к рулевому винту
16.75:1.
Топливная система включает топливный бак емкостью 560л, топливную помпу, фильтр.
Система управления бустерная, дублированная.
Электронное оборудование включает УВЧ- и ВЧ-радиостанции, радиокомпас,
переговорное устройство, радионавигационные приборы.
Дополнительное оборудование включает трос для перевозки грузов массой 750кг на
внешней подвеске, систему кондиционирования и обогрева.
Вооружение может состоять из пулемета калибром 7.62мм или пушки калибром 20мм
или 4 ПТУР AS.11.