SA.319 Alouette III - многоцелевой вертолет, разработанный французской фирмой
Aerospatiale (теперь Eurocopter France) на базе многоцелевого
вертолета SA.316. Эксперименты с более эффективным
в плане тепловых режимов эксплуатации и более
экономичным турбовальным двигателем Astazou
привели к появлению модели SA 319B Alouette III Astazou.
Первый образец модели SA 319B был испытан в 1967
году.
Варианты Alouette III имели больший успех на
международном рынке, чем их предшественники, и к
1984 году не менее чем 1453 машины было продано в 92
страны мира. В дополнение к лицензионному
производству компаний HAL в Бангалоре в Индии (200
машин) подобные контракты были подписаны с
фирмой ICA-Brasov в Румынии (для 130 машин) и Швейцарии
(для 60 машин). Индийский вариант носил имя Сhetak.
Румынский варинт получил обозначение IAR-317
Airfox.
Описание конструкции
Вертолет одновинтовой схемы, с рулевым винтом, одним ГТД и
трехопорным шасси.
Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок. В носовой
части расположена кабина шириной 2м с четырьмя дверями. В кабине размещаются два
летчика и шесть пассажиров. В десантном варианте - 8 десантников с вооружением,
в санитарном - двое раненых на носилках и двое на сиденьях.
Шасси трехопорное, с самоориентирующимся носовым колесом.
Колея шасси 2.4м. Имеется предохранительная хвостовая опора. В морском варианте
трехопорное шасси заменяется поплавковым.
Несущий винт трехлопастный, с шарнирным креплением лопастей.
Лопасти цельнометаллические, прямоугольной формы в плане, связаны между собой
системой тросов. Хорда лопасти 0.35м, профиль лопасти NACA 0012, крутка -6°.
Окружная скорость концов лопастей 204м/с.
Рулевой винт диаметром 1.91м, трехлопастный, с шарнирным
креплением лопастей. Лопасти цельнометаллические, трапециевидной формы в плане.
Окружная скорость концов лопастей 200м/с.
Силовая установка. Двигатель установлен сверху фюзеляжа, за
валом несущего винта, и не закрыт обтекателем.
Трансмиссия состоит из редуктора двигателя с муфтой
свободного хода, главного редуктора, редуктора рулевого винта и соединительных
валов. Передаточное отношение от двигателя к несущему винту 94.5 : 1 и от
двигателя к рулевому винту 16.75:1.
Топливная система включает топливный бак емкостью 560л,
топливную помпу, фильтр.
Система управления бустерная, дублированная.
Электронное оборудование включает УВЧ- и ВЧ-радиостанции,
радиокомпас, переговорное устройство, радионавигационные приборы.
Дополнительное оборудование включает трос для перевозки
грузов массой 750кг на внешней подвеске, систему кондиционирования и обогрева.
Вооружение может состоять из пулемета калибром 7.62мм или
пушки калибром 20мм или 4 ПТУР AS.11.