По программе "Орхидея" (ORCHIDEE - Observatoire Radar Coherent Heliporte
d'lnvestigation Des Elements Enemis) планировалось оснастить 20 вертолетов
аппаратурой для обнаружения и идентификации наземной техники и маловысотных
воздушных целей, а также для целеуказания тактическим ядерным ракетам
"Гадес", которыми хотели заменить ракетные комплексы "Плутон".
Одной из ее
важнейших структурных частей являлась мощная РЛС, вращающаяся антенна
которой размещалась под фюзеляжем. В нерабочем положении она складывалась.
При выпущенном положении антенны максимальная скорость вертолета
ограничивалась 185 км/ч, в убранном положении ограничения по скорости
снимались. Дальность обнаружения целей у опытного образца составляла 60 - 70
км, вполовину меньше, чем хотели иметь у серийных РЛС. Помимо РЛС вертолет
предполагалось оснастить различными системами радиоэлектронной разведки и
РЭБ. На опытном образце вертолета устройства РЭБ были представлены только
пассивным компонентом - приемниками предупреждения об электромагнитном
излучении "Шерлок" и ИК ловушками. Аппаратурой системы "Орхидея" оборудовали
один серийный вертолет "Пума". Первый полет он выполнил в 1986 г., а с РЛС -
в июне 1990 г.
Для размещения на вертолете РЛС LCTAR "Орхидея" фирмы Tomson соответствующим
образом была модернизирована задняя часть фюзеляжа, благодаря чему
приемно-передаточная антенна может в полете перемещаться в рабочее положение
под фюзеляжем вертолета. Вся аппаратура РЛС, а также средства обработки и
передачи разведывательной информации размещены в грузовой кабине вертолета.
Диаграмма направленности антенны РЛС
имеет незначительный уровень боковых
лепестков, в станции предусмотрена
перестройка частоты излучаемого сигнала,
что увеличивает ее помехоустойчивость в
условиях применения противником средств
РЭБ. Дальность действия РЛС составляет 200 км.
Полученные сведения о наземной
обстановке передаются на передвижные
наземные пункты сбора ии формации с
помощью цифровой линии связи, дальность
действия которой около 100км. Мощность
связного передатчика незначительна
благодаря применению остронаправленной
наземной приемной антенны. В аппаратуре
связи используется быстрая перестройка
несущей частоты, информация кодируется с
помощью корректирующих кодов,
позволяющих обнаруживать и исправлять
ошибки, возникающие в процессе передачи. С окончанием "холодной войны" были сильно урезаны оборонные бюджеты всех
основных держав мира. Во Франции это, в частности, привело к прекращению
работ по программе "Орхидея", которую, к огромному неудовольствию военных,
закрыл лично министр обороны Ж.-П. Шевене в августе 1990 г., как раз
накануне операции "Буря в пустыне". Командующий французским контингентом
многонациональных сил генерал Рокюжоффр попросил предоставить в его
распоряжение единственный существующий образец. Вертолет прибыл в Саудовскую
Аравию в январе 1991 г.
Американцы сначала выступили против его полетов, поскольку рабочие высоты
совпадали с теми, на которых летали их военные самолеты. Но отношение к
"Орхидее" изменилось после первых же вылетов "француза". Информация от РЛС
сразу передавалась в штаб 18-го корпуса армии США, где ее оценивали очень
высоко. Дважды "Орхидея" выявляла и пеленговала источники мощного
радиоизлучения - работавшие иракские РЛС, которые затем были уничтожены
американскими самолетами А-10 и А-6. Всего вертолет выполнил 24 боевых
вылета, в ходе которых продемонстрировал возможность обнаруживать на большой
дальности колонны бронетехники противника. На них наводились боевые
вертолеты АН-64А "Апач".
Успешное использование вертолета в боевых действиях возродило интерес к
программе. Но базой для установки РЛС стала не "Пума", а ее
усовершенствованный вариант - "Кугар".
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
SA.332 |
Диаметр главного винта, м |
15.60 |
Диаметр хвостового винта, м |
3.05 |
Длина, м |
18.70 |
Высота ,м |
4.92 |
Масса, кг |
|
пустого |
4500 |
максимальная взлетная |
9000 |
Тип двигателя |
2 ГТД Turbomeca Makila IA1 |
Мощность, кВт |
2 х 1400 |
Максимальная скорость, км/ч |
278 |
Крейсерская скорость, км/ч |
262 |
Практическая
дальность, км |
635 |
Продолжительность полета, ч.мин |
3.20 |
Практический потолок, м |
4600 |
Экипаж, чел |
4 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2020
|