Проект многоцелевого легкого вертолета Aerospatiale X 300 имел близкое сходство с SA 318C
Alouette II, использовал такой же двигатель Astazou II и
трансмиссию. Отличался же он полностью закрытой
обшивкой фюзеляжа, включая хвостовую балку, имел
два кресла пилотов, полное двойное управление и
две новинки: фенестрон, или встроенный хвостовой
винт, и жесткий несущий винт фирмы Bolkow. Первый
опытный экземпляр, названный SA 340.001, поднялся в
воздух 7 апреля 1967г., а второй - 12 апреля 1968г.
Опытный экземпляр SA.341 Gazelle, оснащенный в
соответствии с требованиями проявившей к нему
интерес британской армии, был собран во Франции и
затем перемонтирован в Великобритании компанией
Westland, став прототипом Gazelle AH.Mk.I; первый
полет состоялся 28 апреля1970г. 14 мая 1970г. появился
первый опытный экземпляр SA 341. Он установил три
рекорда скорости для вертолетов своего класса.
Это в свою очередь вызвало к машине большой
коммерческий интерес, воплотившийся в
значительные заказы. Французский вариант SA 341.1001
(первый полет состоялся 6 августа 1971г.) имел
удлиненную кабину, увеличенную хвостовую часть и
более мощный двигатель Astazou IIIA. Первые серийные
вертолеты Газель сборки компании Westland появились в начале 1972г. Вертолеты принятые на
вооружение французской армией обозначались SA.341F Gazelle.
Вертолет предназначен для разведки и
наблюдения, связи, перевозки личного состава, эвакуации раненых и
транспортировки малых грузов, а также для огневой поддержки войск.
Вертолет разрабатывался совместно французской фирмой Aerospatiale и
английской фирмой Westland на основании соглашения, заключенного в 1967
году правительствами Франции и Великобритании.
Изначально были запущены семь модификаций: SA 341В (в британской армии под
обозначением Gazelle AH.Mkl); SA 341С (в Королевских ВМС - учебный HT.Mk2);SA
341D (в Королевских ВВС - учебный НТ.МкЗ); SA 341Е (в Королевских ВВС -
VIP-транспорт HCC.Mk4); SA 341F (во французской армейской авиации (ALAT) с
двигателем Astazou Н_С); SA 341G (гражданский); SA341Н (военный экспортный).
Когда производственная линия "Westland" закрылась в 1984 году, уже было
построено 294 вертолета Gazelle, включая 282 для вооруженных сил Соединенного
Королевства, из которых 212 были вертолеты AH.Mkl. Вертолет НСС.Мк4 был построен
в небольшом количестве. В конце 1980-х годов около 70 машин было оснащено
оптической аппаратурой для поиска целей.
Из 170 вертолетов SA 341F французской ALAT (армейской авиации) 40 было вооружено
комплектами из 4-х противотанковых управляемых ракет Euromissile HOT(SA 341М).
Еще на 62-х вертолетах установили 20-мм пушки GIAT М621 на правом борту и прицел
SFOM 80 (SA341F/Canon). Остальные оснащались бортовыми системами наблюдения и
разведки SFIM М334 Athos, как на вертолетах AS 532 Cougar.
Конструктивной особенностью
вертолета является жесткий трехлопастный несущий винт, разработанный в
сотрудничестве с германской фирмой Boelkow, и многолопастный рулевой винт,
установленный в туннельном канале в вертикальном оперении (фенестрон).
Вертолет имеет обтекаемый фюзеляж типа полумонокок с большой площадью
остекления кабины, расположенной в передней части фюзеляжа. В кабине,
кроме экипажа в составе 1-2 летчиков, могут разместиться 3-4 пассажира или
груз массой до 270кг.
Для доступа в кабину с обеих сторон
фюзеляжа имеются по две двери. Задняя часть фюзеляжа плавно переходит в
хвостовую балку, на которой установлены вертикальное оперение и
стабилизатор. Вертолет оснащен лыжным шасси, на которое могут быть
дополнительно установлены колеса или надувные баллонеты.
Силовая установка состоит из одного
газотурбинного двигателя фирмы Turbomeca «Astazou» III. Двигатель
установлен в обтекателе в верхней части фюзеляжа и снабжен устройством для
уменьшения теплового излучения. Емкость установленных в фюзеляже топливных
баков составляет 545л, возможна установка дополнительного топливного бака
емкостью 200л.
Конструкция.
Вертолет выполнен по
одновинтовой схеме, с рулевым винтом "фенестрон",
одним ГТД и лыжным шасси.
Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок. Основным
силовым элементом является жесткая платформа, состоящая из двух продольных
коробчатых лонжеронов и поперечных балок. К передней части платформы крепится
фонарь остекления, к задней - хвостовая балка монококовой конструкции из
алюминиевого сплава с обшивкой из слоистых панелей с сотовым заполнителем. На
хвостовой балке установлены вертикальное оперение с рулевым винтом и
стабилизатор. На платформе укреплена сварная рама из легкого сплава, к которой
крепятся окна и двери кабина экипажа. К центральной части рамы, выполненной из
легких слоистых панелей с сотовым заполнителем и содержащих багажный отсек и
основной топливный бак, крепится главный редуктор. К задней части рамы,
выполненной из KM, крепятся двигатель и хвостовая балка. Платформа для
трансмиссии также выполнена из КМ. В кабине расположены два сиденья: спереди -
для экипажа и общее сиденье, сзади - для трех пассажиров. С каждой стороны
кабины имеется открывающаяся наружу дверь, сразу за которой/ расположена
открывающаяся во внутрь дополнительная грузовая дверь. В полу кабины площадью
1.5м2, выполненном из слоистых панелей с сотовым заполнителем,
имеются узлы для крепления груза. Доступ в багажное отделение осуществляется
через заднюю перегородку или через вспомогательную дверь с правой стороны
фюзеляжа. Кабина снабжена системой вентиляции, предусмотрена установка системы
обогрева. Конструкция планера рассчитана на эксплуатацию в широком диапазоне
температур: от -35 до +50°С. В военном варианте предусмотрено бронирование
кабины экипажа.
Вертикальное оперение стреловидное с несимметричным профилем,
установленным под углом к продольной оси хвостовой балки, создает боковую силу в
полете для уравновешивания реактивного крутящего момента.
Стабилизатор прямоугольной формы в плане с перевернутым
профилем, размахом 1.93м и площадью 1.8м2. На концах стабилизатора
установлены шайбы, имеющие стреловидность по передней кромке.
Шасси лыжное крепится к фюзеляжу с помощью изогнутых стальных
труб. Стойки лыж снабжены обтекателями. В задней части каждой лыжи может быть
установлено колесо. Предусмотрена возможность установки поплавкового шасси.
Колея шасси 2м.
Несущий винт трехлопастный с полужестким креплением лопастей.
Втулка выполнена за одно целое с валом несущего винта, имеет горизонтальные и
осевые шарниры (вертикальные шарниры отсутствуют). Колебания лопастей в
плоскости вращения ограничены упругими элементами, имеющими слоистую конструкцию
из металла и силиконового эластомера. Лопасти прямоугольной формы в плане,
выполнены из КМ и включают лонжерон, обшивку и сотовый заполнитель; могут
вручную складываться для хранения. Хорда лопасти 0.3м, профиль лопасти NACA
0.012, площадь лопасти 1.57м2, окружная скорость концов лопастей
208м/с. Тормоз несущего винта обычного типа.
Рулевой винт - вентилятор типа "фенестрон" диаметром 0.695м,
с жестким креплением лопастей, установлен в кольцевом канале в вертикальном
оперении. Фенестрон имеет 13 цельнометаллических лопастей, штампованных из
легкого сплава. В конструкции осевых шарниров втулки использованы
самосмазывающиеся подшипники. Нагрузки от центробежных сил воспринимаются
торсионами.
Силовая установка. Двигатель установлен сверху фюзеляжа
позади кабины и закрыт обтекателем. На сопле двигателя установлен дефлектор,
уменьшающий тепловое излучение вертолета. Сухая масса двигателя - 160кг.
Трансмиссия состоит из главного редуктора (редуктор двигателя
и несущего винта), расположенного впереди двигателя над задней частью кабины,
промежуточного редуктора, расположенного над двигателем, редуктора рулевого
винта и соединительных валов.
Топливная система включает два топливных бака общей емкостью
545л (один расположен под багажным отсеком). Предусмотрена установка
дополнительного бака емкостью 200л в задней части кабины в перегоночном
варианте. Запас масла 14.6л для двигателя и 3.5л для редуктора.
Система управления гидравлическая, с давлением 3.9Мпа,
включает три гидроусилителя несущего винта, и гидроусилитель рулевого
механического винта. В случае отказа гидроусилителей используется обычная
механическая система управления. Электрическая система постоянного тока с
напряжением 28В питается от генератора мощностью 4кВт, приводимого от двигателя
и электрической батареи емкостью 40 А*ч. Система переменного тока с напряжением
28В питается от мотор-генератора с мощностью 0.5кВт, напряжением 115/200В и
частотой 400 Гц.
Электронное оборудование. Дополнительное связное оборудование
включает приемопередатчики дециметрового, метрового и коротковолнового
диапазонов, переговорные устройства и приемники сигналов. Дополнительное
навигационное оборудование включает радиокомпас, радиовысотомер и
всенаправленный УКВ-маяк. Могут быть установлены оборудование для полетов по
приборам и автопилот. На противотанковом варианте AS.342M могут быть установлены
автопилот PA85G, автономная система навигации "НАДИР", доплеровский радиомаяк и
оборудование для ночных полетов.
Вооружение может включать: два контейнера НАР калибром 70мм,
две УР AS.12 класса "воздух-земля" с электродистанционной системой наведения и
гидростабилизированным прицелом АРХ-334, четыре (шесть) ПТУР "Хот" с гиростабилизированным прицелом АРХ-379, два пулемета калибром 7.62мм или одну
пушку GIAT калибром 20мм.