Появившейся в 1975 году шестиместный легкий многоцелевой Aerospatiale
AS 350
Ecureuil разработан для замены ветерана Alouette III.
В ходе разработки вертолета упор был сделан на снижение эксплуатационных
расходов и уменьшение шумности. С этой целью спроектировали новый трехлопастный
несущий винт с совершенно новой втулкой, изготовленной из композитов и
получившей фирменное ("Aerospatiale") название Starflex.
Разработка вертолета
Ecureuil была начата в апреле 1973 года, при этом
проектом предусматривалась возможность установки на вертолете как газотурбинного
двигателя "Arriel" французской фирмы Turbomeca, так и двигателя LTS101
американской фирмы Lycoming. Первый полет опытного вертолета с двигателем LTS101
состоялся 27 июня 1974г, первый вертолет с двигателем "Arriel" впервые поднялся
в воздух 14 февраля 1975г. Причина использования различных двигателей
заключается в том, что оснащенный двигателем LTS101 и получивший название "Astar"
вертолет предназначался для поставок на североамериканский рынок, где этот
двигатель освоен в производстве и эксплуатации, а вертолет с двигателем "Arriel"
поставлялся на другие рынки.
Обычные лопасти с петлевыми шарнирами заменили лопастями с шаровыми шарнирами,
более простыми в обслуживании. Лопасти изготовлены из стеклопластика, кромки
лопастей - стальные.
В конструкции фюзеляжа широко использованы перспективные материалы, включая
поликарбонаты и композиты на основе стекловолокна. Оптимизированная для
перевозки бизнес-пассажиров кабина имеет звукоизоляцию, позволяющую
разговаривать, не повышая голоса. Высокая степень комфорта обеспечена как для
пассажиров, так и для экипажа. Суммарный объем трех багажных отсеков составляет
1,33 м3.
Компания "Aerospatiale" в качестве основного рынка сбыта вертолетов
рассматривала Северную Америку. Было разработано два основных варианта Ecureuil,
которые отличались друг от друга двигателями. Предназначенный не для Северной
Америки, вариант AS 350B оснащался одновальным ТВаД со свободной турбиной Turbomeca Arriel 1B мощностью 641 л.с., а на "североамериканском" варианте AS
350C, названном AStar, стоял ТВаД Avco Lycoming LTS101-600A.2 мощностью 616 л.
с. Первым поднялся в воздух 27 июня 1974 года Ecureuil с ТВаД Lycoming (F-WVEH),
14 февраля полетел Ecureuil с ТВаД Arriel (F-WVKI).
В 1978 году был создан двухдвигательный вариант AS 355 Ecureuil 2, ряд
конструктивных решений данной машины внедрили и на однодвигательные модели.
Оптимизированный для полетов в условиях жары и высокогорья AS 350B1 получил
несущий и рулевой винты с лопастями большей хорды от двухдвигательного Ecureuil
2 и новый ТВаД Arriel 1D мощностью 684 л. с. (440 кВт).
Максимальную взлетную массу увеличили на 250 кг. 14 мая 1985 года AS 350B1
установил новые мировые рекорды в своем классе - скороподъемности (3000 м за 2
мин 59 с) и высоты (6000 м и 9000 м). Поставки первых AS 350B1 начались в 1986
году. Увеличенная масса полезной нагрузки модели B1 позволила разработать AS 350
Firefighter, изначально предназначенный для Securite Civile. Под фюзеляжем
установили обтекаемый бак емкостью 700 л.
В 1988-1989 годах в производство вместо AS 350B1 запустили AS 350B2 с ТВаД
Arriel 1D1 мощностью 732 л. с. На рынок Северной Америки вышел AS 350D AStar с
ТВаД AlliedSignal LTS 101-600A3 мощностью 615 л.с., эквивалент модели B2.
"Eurocopter" предложил вариант B2 для эксплуатации в условиях жары и высокогорья
с ТВаД Arriel 2B1 мощностью 847 л. с. - он получил обозначение AS 350B3.
Хотя Ecureuil предназначен, прежде всего, для гражданских заказчиков, военные
ряда государств адаптировали вертолет для решения различных задач.
"Aerospatiale" предложила вооруженный вариант AS 350L на базе гражданского AS
350B1, созданный с использованием компонентов AS 355.
AS 350L наследовал AS 350L2 с более широким ассортиментом вооружения, включавшим
в том числе 20-мм пушку M621, установленный в дверном проеме 7,62-мм пулемет,
два пулеметных контейнера и блоки НАР. Противотанковый вариант оснащался
системой Saab/Emerson Electric Heli-TOW и был вооружен четырьмя ПТУР Hughes TOW.
12 таких вертолетов под обозначением AS 550C2 Fennec в 1990 году поставлено
Дании. К другим военным вариантам относятся AS 550U2 (невооруженный, общего
назначения), AS 550A2 (вооруженный, пушка или НАР), AS 550C2 (вооруженный,
ПТУР), AS 550M2 (невооруженный, морской общего назначения) и AS 550S2
(вооруженный, морской противокорабельный). В 2010 году появился многоцелевой AS
550C3 Fennec.
Ecureuil по лицензии выпускала бразильская "Helibras" в вариантах HB 350B/B1
(невооруженный) и HB 350L1 (вооруженный) под общим наименованием Esquilo. HB
350B/B1 получил в ВВС Бразилии обозначения CH-50 (связной) и TH-50
(учебно-тренировочный). Армия Бразилии получила 36 вооруженных HB 350L1 под
обозначением HA-1.
Военные Ecureuil поставлены также эмирату Абу-Даби (ОАЭ), Австралии, Бенину,
Ботсване, Центрально-Африканской Республике, Дании (Сухопутные войска), Эквадору
(Сухопутные войска), Франции (СВ и ВМС), Габону, Гвинее, Мали, Парагваю, Перу,
Сингапуру и Тунису.
Конструкция.
Вертолет редставляет собой вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом и полозковым шасси. Силовые элементы фюзеляжа изготовлены из легкого алюминиевого
сплава, а большинство несиловых элементов (люки, капот, обтекатели) - из
поликарбонатов горячего формования или композиционных материалов (номекс,
стекловолокно). Большая часть фюзеляжа занята кабиной размерами 2.42х1.65х1.35м,
в передней части которой установлены кресла для пилота и одного из пассажиров, а
задняя часть может быть использована для размещения груза, двух раненых на
носилках или здесь могут быть установлены дополнительные 2-3 кресла для
пассажиров. Для доступа в переднюю часть кабины предусмотрены двери,
установленные на шарнирах по обе стороны фюзеляжа, а для доступа в заднюю часть
кабины устанавливаются сдвижные двери. Фюзеляж плавно переходит в хвостовую
балку, на которой установлен неуправляемый стабилизатор и стреловидное хвостовое
оперение с небольшим подфюзеляжным килем.
Трехлопастный несущий и двухлопастный рулевой винты снабжены
лопастями, изготовленными из стеклопластика. Для защиты от эрозии лопасти
несущего винта имеют стальные накладки. Особенностью несущего винта является
изготовленная с широким применением стекловолокна втулка типа "Starflex". В
отличие от втулки вертолета "Alouette", состоящей из 377 деталей, эта втулка
состоит из 62 деталей, что положительно сказалось как при производстве, так и
при эксплуатации винта.
Стандартный комплект пилотажного и навигационного
оборудования позволяет выполнять полеты в простых и сложных метеорологических
условиях в любое время суток. На вертолете может быть установлен автопилот.
Предназначенные для использования полицией вертолеты оснащаются прожекторами,
приборами ночного видения и громкоговорящими установками При использовании
вертолета в поисково-спасательных операциях в проеме левой сдвижной двери может
быть установлена электрическая лебедка грузоподъемностью 135кг.