Многоцелевой вертолет SB>1 Defiant, также известный под фирменным
обозначением Sikorsky S-100, создается американскими компаниями Sikorsky (входит в состав корпорации
Lockheed Martin) и Boeing. Первая отвечает за создание самой платформы - демонстратора технологий, a Boeing - за интеграцию различных бортовых систем.
Работа по новой машине шла с широким использованием опыта компании Sikorsky, полученного в ходе создания ее предыдущих экспериментальных моделей скоростных
вертолетов с соосными несущими винтами. Еще в июле 1973 г. в воздух поднялся экспериментальный вертолет S-69 (ХН-59А), на котором была реализована разработанная
компанией концепция "наступающей лопасти"- Advancing Blade Concept (ABC), в соответствии с которой осуществлялось перераспределение нагрузок на несущем винте и
тем самым обеспечивалось предотвращение срыва потока на отступающих лопастях - главное препятствие дальнейшего повышения скорости полета вертолетов. В марте
1977 г. экспериментальный ХН-59А в дополнение к основному турбовальному двигателю был оснащен двумя "пропульсивными" ТРД тягой по 1360 кгс и смог достичь с ними
скорость горизонтального полета 441 км/ч, а при полете со снижением - 487 км/ч. Испытания продолжались до 1981 г., после чего планировалась постройка
модифицированного вертолета ХН-59В - уже без реактивных двигателей, но с двумя новыми турбовальными ГТД, приводившими во вращение как несущие винты, так и
установленный в хвостовой части пропульсивный воздушный винт (из-за недостатка финансирования этот проект реализован тогда не был).
К работам по скоростному вертолету комбинированной схемы на основе "фирменной" концепции ABC компания Sikorsky вернулась уже в нынешнем g столетии,
когда на собственные средства (50 млн долл.) она спроектировала, построила и испытала легкий экспериментальный двухместный аппарат Х2 (взлетная масса - 2400 кг),
достигший в сентябре 2010 г. скорости горизонтального полета более 460 км/ч (в пологом снижении - более 480 км/ч). Впервые в воздух Х2 поднялся в августе 2008
г., а всего до окончания испытаний в июле 2011-го он выполнил 23 полета, налетав около 22 ч. За создание Х2 и полученные на испытаниях результаты компания
Sikorsky удостоилась нескольких авторитетных международных наград.
Следующим шагом стала постройка в середине текущего десятилетия прототипа более крупного (взлетной массой более 5 т и способного перевозить шесть человек при
двух летчиках) разведывательно-ударного вертолета S-97 Raider ("рейдер"). Первый из двух построенных S-97 поднялся в воздух в мае 2015 г. Минувшей осенью на
вертолете была достигнута скорость 374 км/ч, следующим этапом должно стать преодоление рубежа в 400 км/ч.
Нынешний S-100 (SB>1 Defiant), по большому счету, представляет собой увеличенный вариант S-97, адаптированный для решения более широкого круга задач согласно
требованиям программы FVL. Взлетная масса SB>1 оценивается в 13-14 т. "Наша ключевая задача - продемонстрировать возможность масштабирования технологии, -
говорил в ноябре 2013 г. президент Sikorsky Military Systems Самир Мехта. - Вертолет Х2 подтвердил правильность принятых решений с точки зрения физики и
проектирования. Raider - представитель следующего класса грузоподъемности, a JMR - еще больше. И каждое увеличение в размерах - вызов с технологической точки
зрения. Мы не хотим оставить место для сомнений и потому построим наш демонстратор по программе JMR в полной размерности".
В то же время представители Sikorsky утверждают, что концепция, реализованная в экспериментальном скоростном вертолете Х2 и затем "унаследованная" S-97 и SB>1,
не подходит для создания тяжелого и сверхтяжелого вариантов единого многоцелевого вертолета. По их мнению, лучшим решением здесь является выпускаемый той же
компанией Sikorsky тяжелый СН-53К классической одновинтовой схемы.
Соосные несущие винты SB>1, спроектированные по концепции ABC, - четырехлопастные, с жестким креплением композитных лопастей. Втулка винта и элементы управления
лопастями закрыты специальными обтекателями, снижающими аэродинамическое сопротивление в полете. Лопасти несущих винтов выполнены складывающимися, благодаря
чему вертолет может базироваться на борту надводных кораблей различного класса и оперативно перебрасываться транспортными самолетами. Установленный в хвостовой
части вертолета для создания пропульсивной силы толкающий винт - восьмилопастный, композитный. Из композиционных материалов выполняется также конструкция
фюзеляжа и хвостовой балки.
Согласно расчетам специалистов Sikorsky, принятые технические решения позволят добиться увеличения скорости полета Defiant, по сравнению с вертолетами
классической схемы, не менее чем на 185 км/ч, а боевого радиуса - на 60%, при этом характеристики на режиме висения при эксплуатации в условиях высокогорья и
жаркого климата будут лучше на 50%. Кроме того, реализованная схема обеспечивает существенное снижение акустической заметности машины и в целом повышает ее
живучесть на поле боя, а также эффективность и безопасность проведения десантных и эвакуационных операций.
Подробные характеристики SB>1, в отличие от предшественника S-97, пока еще не доступны широкому кругу специалистов, но достоверно известно, что в его грузовой
кабине, превосходящей по размерам кабину многоцелевого UH-60 Black Hawk на 50%, смогут разместиться 12 десантников с вооружением (первые два ряда по четыре
сиденья - спина к спине, третий ряд - лицом ко второму ряду), а экипаж составит четыре человека (командир экипажа, второй пилот, два стрелка-борттехника). В
случае необходимости транспортно-десантный вертолет может быть оперативно переоборудован в медико-эвакуационный, рассчитанный на перевозку 8 носилочных раненых
при двух сопровождающих медиках.
Летчик-испытатель компании Boeing Фрэнк Конвэй, принимавший участие в испытаниях конвертоплана V-22, а затем привлеченный к программе SB>1, главным достоинством Defiant считает "сочетание скорости и дальности полета турбовинтового самолета с управляемостью и маневренностью вертолета на малых скоростях полета".
Согласно расчетным данным разработчика, прототип SB>1, оснащаемый двумя турбовальными двигателями Honeywell T55-GA-714A мощностью по 4870 л.с. (аналогичные
устанавливаются сегодня на вертолетах CH-47 Chinook), сможет развивать скорость полета не менее 460 км/ч.
Для возможных будущих серийных вертолетов же планируется разработать новый двигатель на основе экспериментальных ГТД семейства FATE (Future Affordable Turbine
Engine), создаваемых компанией GE Aviation по контракту 2011 г. с Армией США стоимостью 45 млн долл. В рамках этого контракта GE Aviation должна разработать,
изготовить и провести испытания двух вариантов ГТД в диапазоне мощности 5-10 тыс. л.с. Первый из них был успешно опробован в 2017 г., второй должен был
поступить на испытания в 2018 г., после чего заказчик намеревался принять решение о дальнейшем ходе работ.
В случае, если SB>1 одержит верх над конкурирующим конвертопланом V-280, разработчики обещают создать на базе единой платформы не только многоцелевой вариант,
который будет в целом повторять сегодняшний демонстратор, но и ударную машину на замену вертолетам АН-1 и АН-64. При этом у обоих вариантов будет обеспечена
значительная степень унификации по конструкции, бортовому оборудованию и системам: двигатели, трансмиссия, несущие и хвостовой винты, оперение с рулями,
приборное оборудование кабины пилотов и комплекс общего БРЭО, комплексная система управления вертолетом, топливная система и т.д. - все это должно остаться
неизменным. Общими также будут системы подготовки летного и технического персонала и послепродажного (эксплуатационного) обслуживания. Отличаться же
транспортный и боевой варианты будут только фюзеляжем и составом вооружения, а также специализированным оборудованием, предназначенным для решения конкретных
задач, возложенных на тот или иной вариант вертолета.
21 марта 2019 года на аэродроме предприятия американской компании Sikorsky (входящей в состав корпорации Lockheed Martin) в Уэст-Пальм-Бич (штат Флорида)
состоялся первый полет первого летного опытного образца-демонстратора (серийный номер 0001, регистрационный номер N100FV) совместно создаваемого Sikorsky и
Boeing многоцелевого скоростного вертолета SB>1 Defiant. Создание SB>1 (фирменное обозначение Sikorsky S-100) осуществляется в качестве демонстратора
перспективного скоростного вертолета на конкурсной основе в рамках программы армии США Joint Multi-Role (JMR) Technology Demonstrator (TD) по выработке
вертолетов новой концепции для создания семейства перспективных вертолетов армейской авиации Future Vertical Lift (FVL). Презентация первого построенного
прототипа демонстратора SB>1 состоялась 26 декабря 2018 года. Первый полет SB>1 первоначально намечался на конец 2017 года, но неоднократно переносился, и в
результате состоялся только теперь.
Летом 2020 года, в рамках новых тестов, вертолет Sikorsky-Boeing SB>1 Defiant разогнался до 380 километров в
час. Это далеко не предел для винтокрылой машины: уже в обозримом будущем ее могут разогнать более чем до 460 километров в час.
Экспериментальный вертолет SB>1 Defiant установил для себя новый рекорд скорости, разогнавшись во время проведенных 9 июня испытаний до 205 узлов (380
километров в час). Машину пилотировали летчики Билл Фелл и Эд Хендершейд: тесты прошли на территории летно-испытательного центра компании Sikorsky в
Уэст-Палм-Бич, штат Флорида.
Как заявили в Boeing, испытание знаменует собой важный шаг вперед для программы: сейчас команда Sikorsky-Boeing продолжает двигаться к намеченной цели, а именно
- достижению требуемой скорости полета в 230 узлов (425 километров в час). Достижение этого этапа тоже не станет пределом: разработчики надеются, что в будущем
машина сможет летать со скоростью более 460 километров в час.