В середине 1950-х годов
фирмой Saunders-Roe началась разработка для армейской авиации нового
многоцелевого вертолета, который предназначался для замены легких
двухместных вертолетов "Skeeter", использовавшихся для разведки и
воздушного наблюдения.
Первый опытный вертолет,
получивший обозначение Р.531-1 и являющийся развитием вертолета "Skeeter",
но отличающийся большими размерами и снабженный турбовальным газотурбинным
двигателем вместо поршневого, совершил первый полет 20 июля 1958 года.
В августе 1959 года начал
проходить летные испытания второй опытный вертолет с новым несущим винтом
и усовершенствованными системами. В 1959 года фирма Saunders-Roe вошла в
фирму Westland, которая приняла решение продолжать разработку вертолета в
двух вариантах: многоцелевой с лыжным шасси для армейской авиации и
многоцелевой и противолодочный с колесным шасси для авиации военно-морских
сил.
В 1960 году министерство
обороны Великобритании после оценочных испытаний трех опытных вертолетов
заказало семь предсерийных вертолетов для армейской авиации
под обозначением Scout AH.Mk 1.
Этот пятиместный легкий
вспомогательный вертолет поступил в эксплуатацию в начале 1963г.;
поставлено 139 вертолетов, было
поставлено также два вертолета для флота Австралии, три - для ВВС
Иордании, два для полиции Бахрейна и два для полиции Уганды. В 1982 г.
вертолеты "Scout", вооруженные ПТУР SS.11, использовались во время военных
действий на Фолклендских островах против бронированной техники Аргентины.
Техническое описание. Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом, одним ГТД и
лыжным или колесным шасси, имеет общую конструкцию для обеих модификаций.
Фюзеляж цельнометаллический с работающей обшивкой, состоит из
двух секций. В передней располагается кабина размерами 1.84 х 1.55 х 1.35м,
топливные баки и грузовой отсек, задняя часть переходит в хвостовую балку с
рулевым винтом, установленным на киле, и горизонтальным оперением.
Шасси лыжное с предохранительной
хвостовой опорой. Все колеса при посадке ориентируются под углами 45град. и 135град., чтобы
предотвратить перемещение вертолета на площадке, колеса бескамерные. Размер
колес 375 х 190—240мм, давление в пневматиках 0.4МПа.
Несущий винт четырехлопастный,
цельнометаллический, с шарнирным креплением лопастей, снабжен тормозом. Лопасти
прямоугольной формы в плане, крепятся к втулке с помощью вертикальных и
горизонтальных шарниров и осевых шарниров с торсионами.
Рулевой винт диаметром 2.29м,
двухлопастный, крепится с помощью совмещенного горизонтального шарнира. Лопасти
рулевого винта - деревянные
Силовая установка состоит из одного турбовального ГТД
Роллс-Ройс "Нимбус" Мк. 503 мощностью 710кВт, который размещается сверху
фюзеляжа за главным редуктором и не закрыт обтекателем. Топливо размещается в
трех мягких баках общей емкостью 705л. Заливная горловина находится в полу с
правого борта. Емкость маслобака 7л.
Трансмиссия состоит из главного редуктора, промежуточного и
хвостового редукторов и валов. Передаточное отношение трансмиссии от двигателя к
несущему винту 15:1.
Система управления дублированная, бустерная. Гидросистема с
давлением рабочей смеси 7.1МПа, обеспечивает привод гидроусилителей втулки и
тормоза несущего винта.
Электросистема питается от генератора постоянного тока
напряжением 28В или аккумуляторов емкостью 25-35 А-ч. Имеется преобразователь
трехфазного переменного тока напряжением 115В и частотой 400 Гц.
Оборудование вертолета "Scout" включает КВ-радиостанцию PTR
161F и ТР 1998А и армейскую радиостанцию В.47/48, СПУ и стандартное оборудование
для полетов по приборам.
Вооружение модификации "Scout"
- два пулемета калибром 12.7мм
на пилонах по бокам фюзеляжа или 6 НАР калибром 70мм или 4 ПТУР SS.11.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Scout AH.Mk 1 |
Диаметр главного винта, м |
9.83 |
Диаметр хвостового винта, м |
2.29 |
Длина,м |
9.24 |
Высота ,м |
3.56 |
Масса, кг |
|
пустого |
1465 |
максимальная взлетная |
2404 |
Внутренние топливо, кг |
562 |
Тип двигателя |
1 ГТД Rolls-Royce Nimbus Mk.101 или Mk.102 |
Мощность, кВт |
1 х 783 (511) |
Максимальная скорость, км/ч |
211 |
Крейсерская скорость, км/ч |
196 |
Дальность действия, км |
505 |
Скороподъемность, м/мин |
510 |
Практический потолок, м |
4085 |
Экипаж, чел |
1-2 |
Полезная нагрузка: |
4 пассажира или 1 носилки или 680 кг груза на плдвеске |
Вооружение (опционально): |
Боевая нагрузка - 245 кг на 2 узлах подвески:
2 контейнера с 20-мм пушка или с 12.7-мм или 7.62-мм пулеметом, или 2 ПУ 68-мм или 70-мм НУР, или
2 УР воздух-поверхность AS.11 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2020
|