В конце февраля 2018 года Европейское агентство по безопасности полетов, оно же EASA,
выдало конструкторский сертификат качества швейцарской компании Kopter Group,
ранее известной как Marenco Swisshelicopter. Получение сертификата DOA (Design
Organisation Approval) означает, что на мировом рынке появится еще один вертолет
от молодого игрока, у которого уже есть два прототипа легкого многоцелевого
аппарата Kopter SH09, попадающего в нишу 2,5-тонных вертолетов. Кстати,
большинство конкурентов, производящих такие машины, уже весьма почтенного
возраста.
Посмотрим на SH09 более внимательно. Пустая машина весит 1300 кг (в первую
очередь за счет применения композитных материалов, без которых в современном
авиастроении - как военном, так и гражданском - делать нечего). Максимальная
взлетная масса - 2800 кг. Но это с грузом на внешней подвеске; с загруженным
салоном - 2650 кг. То, что машине требуется экипаж из одного человека, -
дополнительный плюс, поскольку это дает возможность взять на борт "лишнего"
пассажира или 70 кг груза.
Длина аппарата составляет 10,2 м, диаметр пятилопастного безредукторного
несущего винта прямой тяги - 11 м. Рулевой 11-лопастной винт диаметром в 1,2 м
заключен в кольцо, что увеличивает безопасность машины. Вертолет
однодвигательный, мощность турбовального Honeywell HTS900, которым на этапе
первоначального производства планируется оснащать машину, составляет 1020
лошадиных сил.
Крейсерская скорость вертолета - 260 км/ч (запомним этот показатель). 750 литров
топлива, которые можно залить в баки, позволят преодолевать расстояние до 800
км. Максимальная высота полета - 4500 м над уровнем моря (и это без учета
дальнейших модификаций машины для увеличения высоты полета для высокогорных
операций, что особенно важно для заказчиков из Южной Америки и Азии).
Подобно швейцарскому ножу, вертолет предназначен для очень широкого спектра
миссий: патрульный (тогда у него будут дополнительные баки с горючим,
увеличенная продолжительность полета и специальное патрульное оборудование),
санитарный (размеры кабины позволяют установить носилки и обеспечить доступ
через задний проем под хвостовой балкой), пассажирский для семи пассажиров,
вертолет курьерской службы, пожарный вертолет, вертолет телевизионной службы
новостей (помните такие в американских фильмах?), специализированный вертолет
для горнолыжников-экстремалов (heli-ski) и так далее.
Рынок 2,5-тонных вертолетов очень востребован в современном мире - как в классе бизнес-вертолетов, так и в классе вертолетов специального назначения (медицина,
полиция, спасатели). При этом, что важно, у SH09 есть несколько значительных
преимуществ перед конкурентами.
Основные "рабочие лошадки" на рынке вертолетов этого класса - это четыре
американские и европейские машины: Aérospatiale AS.350 Écureuil (сейчас этот же
вертолет известен как Airbus H125 - так его назвали после переименования
фирмы-производителя на Airbus Helicopters), развитие этой модели - Eurocopter EC
130/Airbus H130, Leonardo helicopters AW 119 Kx (ранее - AgustaWestland AW119
Koala) и Bell 407 GX.
Из них только Bell 407 совершил первый полет "всего" 23 года назад. Старшая
"Белка" (именно так переводится собственное название AS.350) полетела 43 года
назад. При этом по всем основным характеристикам эти модели уступают своему
молодому швейцарскому собрату.
Три главных преимущества нового вертолета (два прототипа которого уже летают, а
серийное производство планируется начать в 2019 году) обусловлены тремя
факторами. Во-первых, композиты обеспечивают большую устойчивость корпуса к
нагрузкам, что особенно важно для патрульных и спасательных машин, а большое
количество технических нововведений в конструкции позволяют сделать вертолет
более безопасным. Во-вторых, у этой модели самая современная цифровая начинка на
рынке. В-третьих, новый вертолет гораздо производительнее существующих машин по
различным характеристикам: по крейсерской скорости, грузоподъемности, дальности
полета, а также он заметно тише своих конкурентов. Кроме того, новые технологии
позволяют заметно снизить вибрации в салоне по сравнению с вертолетами
предыдущего поколения, что критически важно для перевозки тяжелых пациентов,
которые чаще всего и становятся пассажирами санитарных вертолетов.
Есть ли что ответить на этот вызов отечественному производителю? Пока что
обладателю самого большого коммерческого парка вертолетов в мире, компании Utair,
приходится довольствоваться в этом сегменте машинами AS.350. Лучшие
отечественные вертолеты (действительно мировые хиты, Ми-8/17 и Ми-26) гораздо
больше по размеру (Ми-26 - самый большой вертолет в мире), замечательный Ка-26
"Хулиган" сошел со сцены, а его модификация Ка-226, выпускающаяся с 1998 года,
слишком медленная (крейсерская скорость - 195 км/ч) и дорогая (экспортная цена -
$4,2 миллиона при планируемой цене "швейцарца" чуть более трех). Казанский "Ансат"
получился хорошим, но этот двухдвигательный вертолет чуть тяжелее, и внедрение
его в массовое производство и продажу идет непросто. Кроме того, главный
заказчик "Ансата" - Министерство обороны, что тоже накладывает некоторые
ограничения.
На этом фоне перспективы компании кажутся неплохими. По имеющейся информации,
производитель уже заключил большое количество договоренностей и получил
несколько твердых заказов на несколько лет производства. Исходя из этого,
компания планирует запустить производство в Швейцарии, а затем выйти на
американский и азиатский рынки. В течение нескольких лет планируется выйти на
объем производства до 200 вертолетов в год.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
SH09 |
Диаметр несущего винта, м |
11.00 |
Диаметр рулевого винта, м |
1.20 |
Длина, м |
10.20 |
Высота ,м |
|
Масса, кг |
|
пустого |
1300 |
максимальная взлетная |
2800 |
Тип двигателя |
1 ТВД
Honeywell HTS900-2 |
Мощность, л.с. |
1
х 1020 |
Максимальная скорость, км/ч |
280 |
Крейсерская скорость, км/ч |
269 |
Практическая дальность, км |
800 |
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Статический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Полезная нагрузка: |
до 7 пасажиров или 1500 кг
груза на подвеске |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|