SM-1 - многоцелевой вертолет, разработанный польской фирмой PZL Swidnik на основе вертолета Ми-1.
Необходимость высвободить мощности советской авиапромышленности под
производство остро необходимых армии вертолетов Ми-4 и одновременная
потребность ВВС и ГА в легких Ми-1 побудили руководство страны принять
решение о передаче производства последних странам-сателлитам СССР. В
наибольшей степени для этого подходила Польша, располагавшая
квалифицированным персоналом авиапромышленности и необходимыми
производственными мощностями. Освоив в 1952 г. выпуск истребителя Lim-1
(МиГ-15) и двигателя ВК-1, самолетостроители Польши на деле доказали свои
возможности. В 1954г. был заключен межправительственный договор о
производстве Ми-1 и его агрегатов в ПНР. Тогда же началось
перепрофилирование авиазавода в Свиднике, ранее выпускавшего агрегаты для
завода в Мелыде. Подготовка к выпуску принципиально нового изделия
потребовала от коллектива предприятия освоения новых технологий и профессий,
в чем значительную помощь оказала командированная из СССР группа инженеров.
Первый Ми-1 собрали в Свиднике из агрегатов, поставленных Советским Союзом.
В мае 1956 г. советский летчик-испытатель Винницкий поднял его в небо. В том
же месяце этот вертолет экспонировался на международной Лейпцигской ярмарке.
К июлю летчики В.Винницкий и В.Обушко подготовили первых польских
вертолетчиков: Януша Охалика, Тадеуша Папайского, Ришарда Косиола,
Станислава Гаевского и Ришарда Витковского, которые впоследствии испытывали
серийные машины и готовили пилотов на новую технику. 26 августа 1956 г.
четверка польских Ми-1 была публично продемонстрирована общественности в
ходе показательных полетов на аэродроме Окес. Серийные вертолеты получили
наименование SM-1/300 (300 обозначало межремонтный ресурс лопастей несущего
винта) и соответствовали Ми-1Т. С начала 1957 г. вертолеты изготавливались
из польских комплектующих, кроме двигателя. Однако уже к концу года мотор
АИ-26В под обозначением Lit-З освоили на заводе в Жешуве.
В 1958 г. началось производство модификации SM-1/600 (аналога Ми-1А), на
базе которой строилось серийно целое семейство вертолетов:
SM-1D-краново-монтажный с бортовой лебедкой грузоподъемностью 120 кг, SM-1S
- санитарный, SM-1Z -сельскохозяйственный и SM-1Sz-учебный. В 1960г.
сборочный цех стали покидать SM-1W (аналог Ми-1М), ас
1963г. - усовершенствованныеSM-1Wb с бустерами в системе управления и
цельнометаллическими лопастями несущего винта. Производство этого варианта
продолжалось до 1965 г. Всего в Польше сделали 1597SM-1 всех модификаций,
большинство из которых эксплуатировалось в СССР. Любопытно, что по
количеству выпускаемых вертолетов авиазавод в Свиднике в середине 60-х
значительно превосходил французский концерн Aerospatiale.
Модификации
: |
|
|
SM-1 |
базовая модификация (Ми-1). |
SM-1/300 |
версия Ми-1Т с ресурсом несущего винта 300 часов. |
SM-1/600 |
версия Ми-1Т с увеличенным ресурсом несущего винта (600 часов) |
SM-1W |
вариант на базе Ми-1М. |
SM-1Wb |
вариант SM-1W с новым несущим винтом. |
SM-1D |
вариант с лебедкой грузоподъемностью 120 кг. |
SM-1S (SM-1WS) |
санитарный вертолет. |
SM-1Sz (SM-1WSz) |
учебно-тренировочный вариант вертолета. |
SM-1Z (SM-1WZ) |
сельскохозяйственный вертолет. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
SM-1 |
Диаметр несущего винта, м |
14.35 |
Диаметр рулевого винта, м |
2.50 |
Длина,м |
12.09 |
Высота ,м |
3.30 |
Масса, кг |
|
пустого |
1796 |
нормальная взлетная |
2230 |
максимальная взлетная |
2300 |
Тип двигателя |
1 ПД Прогресс АИ-26В |
Мощность, кВт |
1 х 429 |
Максимальная скорость, км/ч |
175 |
Крейсерская скорость, км/ч |
130 |
Практическая дальность, км |
380 |
Практический потолок, м |
3500 |
Статический потолок, м |
2700 |
Экипаж, чел |
1 |
Полезная нагрузка: |
2 пассажира и/или 255 кг груза |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2020
|