В последнее время вертолетостроением усиленно занимается и Южная Корея.
Авиационно-космическая корпорация KAI в апреле 2005 года объявила о национальной
программе KHP (Korean Helicopter Program), в рамках которой предусмотрена
разработка многоцелевого вертолета KUH (Korean Utility Helicopter). Следует
сказать, что ранее в Южной Корее осуществлялась программа многоцелевого
вертолета КМН. Она считалась конкурсной. Ее участниками были фирмы Bell,
AgustaWestland, Eurocopter и Sikorsky. Первые две совместно предлагали вертолет
А149, являющийся военным вариантом многоцелевого вертолета Agusta - Bell АВ139,
Eurocopter - вертолет ЕС 175, а Sikorsky - модернизированный вариант вертолета
S-76. Вскоре программу КМН признали слишком дорогой и заменили более дешевой
программой КНР.
Вертолет KUH взлетной массой 6800 кг должен заменить старые многоцелевые машины Bell UH-1, находящиеся на вооружении южнокорейской армии с 1960-х годов.
Планировалась закупка 235 вертолетов KUH (по программе КМН предполагалось
приобрести 460 вертолетов). Стоимость программы оценивалась в $4,8 млрд, включая
$1,1 млрд на разработку и испытания. Расчетная цена вертолета - $14 млн. На
вооружение вертолет рассчитывали принять в 2011 году, однако в правительственных
кругах многие считали, что намеченных ассигнований на выполнение программы КНР
не хватит, поэтому предложили наладить лицензионный выпуск вертолета
иностранного производства.
Все-таки без помощи иностранных партнеров не обошлось, поскольку Южная Корея
поняла, что самостоятельно без надлежащего опыта справиться с программой КНР она
не сможет. Вновь пришлось обратиться к фирмам Bell, AgustaWestland, Eurocopter и
Sikorsky, которые предложили свои проекты. Тщательно изучив их, в середине
декабря 2005 года правительство Южной Кореи объявило Eurocopter партнером в
разработке первого корейского многоцелевого вертолета KUH. Программой его
разработки, общую стоимость которой определили в $6-8 млрд, предусматривался
шестилетний этап проектирования и испытаний (2006-2011 годы). Затем должно
начаться серийное производство. Выпуск вертолетов KUH должен продолжаться 10
лет, в течение которых планируется построить 245 машин.
К этому времени проект вертолета KUH претерпел изменения. Прежде всего, он
потяжелел до 8000 кг. Кабина была рассчитана на 11 десантников при двухместном
экипаже. В решении правительства Южной Кореи отмечалось, что Eurocopter
обеспечит техническую помощь в разработке трансмиссии и системы управления.
Оговаривалось, что финансовая доля европейской фирмы составит 30%, а в серийном
производстве - 20%. KAI и Eurocopter достигли также соглашения о создании
экспортного варианта вертолета КНР с равными долями участия.
В июне 2006 года KAI и Eurocopter подписали контракт стоимостью $1,3 млрд,
предусматривающий проведение НИОКР по новому вертолету и его эскизное
проектирование. На авиационной выставке в Сеуле, состоявшейся в середине октября
2007-го, был подписан еще один документ - меморандум о формировании в 2010 году
совместного предприятия по производству и маркетингу многоцелевого транспортного
вертолета KUH. Предполагается, что доля корпорации KAI в СП составит 51%, а Eurocopter - 49%. По оценкам европейской фирмы, поставки вертолетов начнутся
после 2012 года. Всего может быть продано не менее 300 вертолетов (с учетом
экспортных поставок). Для серийного выпуска планируется образовать сборочные
линии во Франции и Южной Корее.
Предполагается, что до 2011 года будет подписан производственный контракт на
сумму $4,1 млрд. Маркетинговые исследования показали, что в течение 15 лет
возможна продажа почти 300 вертолетов KUH, в том числе 50-60 вертолетов в
Европу, 90-100 - в Африку и на Ближний Восток и 80-90 - в Латинскую Америку. В
сентябре 2008-го начались переговоры с Индией о поставках вертолетов KUH.
Проектирование вертолета велось в течение 2007-2009 годов и завершилось
торжественной презентацией опытной машины в конце июля 2009-го на заводе
корпорации KAI в Сушоне. Вертолету дали название KUH Surion. Он совершил первый
полет 10 марта 2010 года.
За основу конструкции был взят планер вертолета Eurocopter Cougar, но KAI отказалась копировать европейский вертолет. В ходе
проектирования корпорация освоила новые вертолетные технологии, позволившие
создать первый вертолет собственной конструкции. Компания Eurocopter занималась
проектированием несущего винта, конструкция которого была разработана
корпорацией KAI.
KUH-1 Surion
обладает многоцелевой сферой своего применения, в частности, он,
эксплуатируется как в гражданской, так и в военной сферах авиации.
Вооружённые силы Республики Корея, используют вертолёт KAI KUH-1 Surion
для перевозки на борту вооружённых солдат и грузы различного назначения,
в то время как в гражданской сфере, вертолёт эксплуатируется в качестве
полицейских воздушных судов, в качестве пассажирского и грузового
транспорта.
На борту
вертолёта KAI KUH-1 Surion может разместиться до 18 человек, включая
помимо пассажиров или солдат, также и двух членов экипажа. Практичная
грузоподъёмность данного воздушного судна составляет 3750 килограмм, что
делает летательный аппарат приемлемым в качестве транспортного средства.
Surion выполнен по одновинтовой схеме с четырехлопастными несущим и рулевым
винтами. Силовая установка вертолёта KAI KUH-1 Surion состоит из двух
газотурбинных авиадвигателей марки Samsung Techwin T700-ST-701K или же
Samsung Techwin T700-ST-701C, каждый из которых обладает тягой в 1650
л.с., что обеспечивает воздушному судну максимальную скорость
перемещения до 310 км\ч., с возможностью осуществления перелётов на
расстояниях до 500 километров.