Все-таки, итальянская техника красива. В чем - в чем, а во вкусе итальянским
дизайнерам не отказать никак. Несколько хуже с инженерами, а уж маркетологи и
вовсе, полный караул. Показательна в этом плане судьба красивого и довольно
интересного вертолета SIAI-Marchetti SV-20, впервые взлетевшего в 1968
году. Строго говоря, это был не совсем вертолет, скорее его надо было назвать конвертопланом, потому что он имел, помимо двухлопастного несущего винта
диаметром 12,86 м еще довольно большие крылья с развитой механизацией, чей размах
составлял 6 метров.
Предполагалось (собственно, так и было), что в
горизонтальном полете существенную часть подъемной силы будут давать именно они,
и ими же (элевонами) будет управление по крену в поворотах. Расчет этот был тем
более обоснован, что скорость вертолета, который должен был перевозить 12
пассажиров или 1250 кг груза, должна была составить свыше 300 км/ч. Обеспечивали
такие параметры два турбовальных двигателя United Aircraft of Canada PT6C по
900 л.с., размещенные на крыльях (что еще и снижало шумность в салоне).
В массовой серии возможна было и использование других моторов аналогичных
параметров.
За два с половиной часа на 815 километров с вертикальным взлетом и посадкой -
очень неплохо, но был еще один небольшой резерв, который итальянцы использовали.
На вертолете модификации SV-20С к правому двигателю приделали трехлопастной
толкающий винт. В горизонтальном полете мощность с хвостового винта снималась, а
противодействие реакции несущего винта осуществлялось полезной горизонтальной тягой этого
пропеллера. В таком варианте максимальная скорость достигла бы (? - данных о
полете нет) 390 км/ч (!), а крейсерская - 352
км/ч. Это почти
практический предел для вертолетов классической системы - еще чуть-чуть и идущие
вперед лопасти начнут двигаться со сверхзвуковой скоростью, а это уже требует
совершенно других винтов, - малопригодных для полета на небольших скоростях, что
убивает идею в корне.
Машина (по другим данным - макет) была представлена на выставке 1972 году и
вызвала большой интерес у потенциальных заказчиков, было уже подготовлено и
серийное производство. Планировались варианты с фенестроном, что должно было
снизить сопротивление на больших скоростях, машины большей размерности, а
скорость предполагалось довести сначала до 460 км/ч (многолопастным
несущим винтом с меньшей
скоростью вращения?), а потом и до 920 км/ч к 1980 года - но, конечно, тут уже
лопасти несущего винта собирались складывать и убирать из потока.
Предполагалось, что рынок таких скоростных вертолетов в Европе составит, как
минимум, 500 машин, но я уже писал про маркетологов, да? Ну вот, они ошиблись.
Совсем ошиблись... История этого интересного во всех отношениях аппарата
закончилась в 1972 году постройкой всего 3 прототипов, двух SV-20А и одного
"скоростного" SV-20С.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
SV-20С |
Размах крыла, м |
6.00 |
Диаметр несущего винта, м |
12.86 |
Диаметр рулевого винта, м |
2.50 |
Длина,м |
15.63 |
Высота ,м |
3.55 |
Масса, кг |
|
пустого |
1950 |
максимальная взлетная |
4000 |
Тип двигателя |
2
ТвД United Aircraft of Canada
PT6C |
Мощность, кВт |
2
х 671 |
Максимальная скорость, км/ч |
390 |
Крейсерская скорость, км/ч |
352 |
Практическая дальность, км |
815 |
Практический потолок, м |
6000 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
12 пасажиров или 1250 кг груза |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
Схемы:
|
SV-20A |
|
Уголок неба. 2021
|