В мае 2017 года в Стамбуле 13-й международной выставке
оборонной индустрии International Defence Industry Fair 2017 (IDEF-2017)
турецкая авиастроительная компания Turkish Aerospace Industries (TAI)
представила первый прототип многоцелевого вертолета Т625 Gökbey.
А уже 6 сентября 2018 года в Анкаре состоялся первый полет (в режиме висения)
первого опытного образца турецкого многоцелевого вертолета Т625 (регистрационный
номер ТС-HLP).
Вертолет Т625 разрабатывается при головной роли TAI с 2010
года при правительственном финансировании в рамках программы Turkish Light
Utility Helicopter (TLUH, также проект ранее был известен как Özgün -
"самобытный"). Вертолет предназначен для коммерческого и военного применения.
Ранее он заявлялся как "пятитонного класса", однако теперь присвоенный ему
индекс "625" официально расшифровывается как "шеститонный - двухдвигательный -
пятилопастный". Одной из основных целей программы стала замена флота из
вертолетов Bell Helicopter UH-1H Huey, эксплуатируемых турецкими вооруженными
силами.
T625 должен быть адаптирован для работы в самых сложных
климатических условиях, на больших высотах и при высоких температурах. Gökbey
будет использоваться для перевозки VIP и грузов, для поисково-спасательных работ
и как транспортное средство скорой помощи, а также перевозки людей и товаров на
морские платформы по добыче сырой нефти и природного газа.
Хотя сам Т625 заявляется как "100-процентная самостоятельная разработка TAI",
однако облик вертолета близок к машинам Leonardo Helicopter (,бывшая
AgustaWetland), что заставляет предположить участие последней, особенно в свете
сотрудничества сторон по производству в Турции вертолета T129 (AW129).
Поставщиком авионики является турецкий Aselsan, а шасси, основной
трансмиссии, несущего ротора и других компонентов системы передачи –
также отечественный производитель Alp Aviation. Все эти компании уже
участвовали в проекте TUHP (Турецкая утилитарная вертолетная программа)
– T-70, разработанном на базе S-70i Black Hawk.
Продемонстрированный прототип Т625 выполнен в коммерческом многоцелевом
исполнении и имеет вместимость 12 пасссажиров плюс два члена экипажа. Вертолет
должен оснащаться двумя турбовальными двигателями LHTEC (Rolls-Royce/Honeywell)
CTS800-4АТ взлетной мощностью по 1373 л.с. Двигатели семейства CTS800
используются и на вертолете Т129 и сборка этих двигателей должна быть
организована турецкой компанией Tusas Engine Industries (TEI). Также TEI
самостоятельно ведет разработку двигателя TSI400 в классе мощности 1400 л.с. для
использлвания на Т129 и Т625, однако этот двигатель ожидается к готовности не
ранее 2026 года.
Новый турецкий вертолет
должен работать на максимальной высоте 6096 м. Расчетная дальность
полета со стандартными топливными баками составляет более 740 км, а
продолжительность – почти 4 часа. Установка дополнительного топливного
бака емкостью 280 литров позволит увеличить время полета до 5 часов.
TAI заявляет о планах сертификации вертолета Т625 в 2020 году
и начала серийного производства Т625 в гражданском и военном исполнениях уже в
2021 году, однако данные сроки следует считать явно чрезмерно оптимистичными.