Речь в статье пойдет о многоцелевых вертолетах фирмы Bell семейства UH-1 Iroquois. О них писалось и говорилось немало и не меньше этого скажут и напишут. Силуэты этого
скромного трудяги-бойца часто мелькают в хрониках былых боев и современных конфликтов, да и художественный кинематограф не обошел его вниманием. Получается, что мы расскажем о легендарном герое.
А вот неуловимость относится только к его чертежам на страницах наших журналов. Может это обусловлено отсутствием образцов на стоянке в Монино. В меру своих возможностей, мы представляем Вам
одну из версий этого героя, собранную из имеющихся в редакции материалов.
Все началось в пятидесятых годах, когда армией США был объявлен конкурс между вертолетостроительными фирмами, условия которого предполагали создание многоцелевого вертолета с возможностью его
вооружения ракетами и пулеметами. Из предложенных проектов в 1955 г., была выбрана разработка фирмы Bell Helicopter Company с обозначением Model 204. На вертолете предполагалось установить новый турбовальный двигатель Lycoming T53. Первый из трех прототипов вертолета, с обозначением ХН-40, совершил полет 20 октября 1956 г. на заводском аэродроме в Форт-Уорт штат Техас. За первой тройкой
последовала партия из шести машин предназначенных для испытаний в полевых условиях, и девять предсерийных вертолетов, которые в войсках получили обозначение HU-1 Iroquois (с 1962 г. -
UH-1). С 30
июня 1959 г. на вооружение армии США начали поступать первые серийные шестиместные UH-1A, оснащенные двигателем Lycoming T53-L-1A мощностью 770 л. с. Тринадцать вертолетов было вооружено двумя
пулеметами калибра 7.62 мм и шестнадцатью НУР калибра 70 мм. и приняли участие в боях во Вьетнаме. Некоторые из вертолетов имели дублированное управление и обозначались ТН-1А.
Поставки версии UH-1A в войска закончились в марте 1961 г. в связи с поступлением на вооружение улучшенного варианта вертолета UH-1B с двигателем T53-L-5 мощностью 960 л. с., а позднее T53-L-11
(1100 л.с.). Полезная нагрузка нового вертолета достигала 1360 кг., при этом он мог поднять двух пилотов и семь солдат в полной экипировке или пять раненых (из них трое на носилках) и одного
сопровождающего. В варианте вертолета огневой поддержки по бокам фюзеляжа устанавливались пулеметы и НУР.
Model 204B - обозначение гражданской и экспортной версии вертолета. Они оснащались двигателем Т5311А. Эта модель получила сертификат летной годности 4 апреля 1963 г., а до конца 1967 г. в
гражданский сектор было продано около 60 вертолетов. Шесть UH-1B было закуплено Испанией. Для своих нужд австралийская армия и флот закупили 32 вертолета Model 204B. UH-1B выпускался по лицензии
японской фирмой Fudji и итальянской Agusta SpA. Итальянский Agusta Bell AB204B оснащался двигателями Rolls Roycc Bristol H.1200 Gnome или General Electric T58-GE-3. Для итальянского и испанского
флотов фирмой Agusta выпускалась противолодочная модификация АВ 205AS, вооруженная двумя торпедами Mk.44.
В начале 1965 г. UH-1B в серийном производстве был заменен новой модификацией UH-1C (Model 540) с улучшенным несущим винтом, позволившим снизить вибрацию, улучшить управляемость и повысить
максимальную скорость. В остальном новый вертолет не отличался от своего предшественника.
Дальнейшим развитием семейства стала модификация UH-1E, предназначавшаяся для корпуса морской пехоты США (US Marine Corps). От UH-1B она отличалась новым составом радиооборудования, а начиная с
1965 г. новым несущим винтом, аналогичным UH-1C. Серийно UH-1E выпускался с февраля 1963 г. по лето 1968 г. Вертолет активно использовался во Вьетнаме для десантных и спасательных операций. В
варианте вертолета огневой поддержки, он оснащался двумя пулеметами М60 калибра 7.62 мм и двумя блоками НУР калибра 70 мм (по 7 или 18 ракет).
В июне 1963 г. по заказу USAP' был создан вертолет UH-1F, предназначенный для обслуживания баз, принадлежащих SAC. Главным его отличием от UH-1B было использование двигателя General Electric
T58-GE-3 мощностью 1100л. с. Производство этой модификации продолжалось с 1964 г. но 1967 г. Было выпущено 146 вертолетов. Стоит отмстить, что для подготовки экипажей этих вертолетов были
закуплены учебные TH-1F.
С 1969 г. в войска начали поступать первые из 45 учебных TH-1L и 9 многоцелевых UH-1L. А в 1970 г. военно-морские силы США получили 27 вертолетов модификации UH-1К, созданных па базе UH-1E, по
с двигателем Т53-1-13 мощностью 1100/ 1400 л. с. и некоторым изменением в составе радиооборудования. Для проведения ночных боевых операций по заказу армии США фирмой Bell был разработан UH-1M,
оснащенный спецоборудоваписм, двумя телекамерами и ночным прицелом.
Самым совершенным из одномоторных Ирокезов являлся UH-1C, переоборудованный в 1968, г. и получивший название Huey Tug. На вертолете был установлен двигатель Lycoming T55-L-7C мощностью 2850 л.
с. и несущий винт диаметром 15.24 м. Вертолет мог нести па наружной подвеске до 3000 кг груза при взлетном весе 6350 кг и развивать максимальную скорость в 259км/ч.
В июне 1960 г. с фирмой Bell был подписан контракт на поставку семи предсерийных YUH-1D (Model 205), отличавшихся от всех своих предшественников увеличенным фюзеляжем (объем кабины 6.23
м.куб). В новом вертолете размещались 2 пилота и 12 вооруженных пехотинцев или 6 носилок с ранеными при одном сопровождающем. Полезная нагрузка достигала 1815 кг. Вертолет оснащался двигателем
T53-L-11. Прототип поднялся в воздух 16 августа 1961 г., а 9 августа 1963 г. начались поставки первых серийных UH-1D в 11-ю аэромобильную дивизию. В период 1964 г. армейскими пилотами на этих
вертолетах был установлен 21 мировой рекорд. Вертолет производился для нужд американской армии и па экспорт в больших количествах. Немецкой фирмой Dornier было выпущено 352 вертолета UH-1D.
В результате установки двигателя T53-L-13 на UH-1D была получена новая модификация UH-1H, выпускавшаяся с начала 1967 г. по декабрь 1974 г. Из 979 выпущенных вертолетов 9 продано Ноной Зеландии
и 9 - Канаде (канадское обозначение - CUH-1D).
Разработана и пятнадцатиместная модификация (Model 205А-1) с двигателем T53-L-13A мощностью 1250 л. с. Объемная кабина этого вертолета (7.02 м.куб) могла легко трансформироваться под
транспортные, спасательные или санитарные цели. Вертолеты этого типа производились по лицензии итальянской фирмой Agusta (AB 205) и тайваньской AIDS.
С апреля 1965 г. в семье Ирокезов появляются двухмоторные вертолеты. Первенцем оказалась Model 208, представлявшая собой серийный UH-1D, оборудованный парой двигателей Continental XT67-T-1
суммарной мощностью 1400 л. с. Вертолет послужил прототипом для дальнейших двухмоторных модификаций. Установкой на UH-1H в 1968 г. пары двигателей Pratt & Whitney PT6T-3, названных Turbo Twin Рас
суммарной мощностью 1800 л. с., была получена новая модификация - Model 212. Для вооруженных сил Америки фирмой Bell было выпущено 145 таких вертолетов, получивших обозначение UH-1N. По заказу
Канады фирма изготовила 70 CUH-1N. А в Италии они выпускались под обозначением АВ 212.
Последней серийной модификацией являлась Model 214 Hucy Plus, созданная па базе усиленного фюзеляжа UH-1Н и несущего винта от UH-1C, по диаметром 15.5 м. На вертолете устанавливался двигатель
Lycoming T53-L-702 мощностью 1900 л. с. Взлетный вес вертолета достиг 4989 кг, а максимальная скорость 305 км/ч.
Отдельной ветвью развития Ирокезов являлся один из YUH-1B (Model 533) на котором испытывались различные несущие винты и проводились эксперименты по снижению аэродинамического сопротивления.
Впервые Model 533 поднялся в воздух 10 августа 1962 г. Первоначальные изменения касались совершенствования аэродинамики фюзеляжа, повышения мощности двигателя и совершенствования несущего винта.
При этом, максимально достигнутая скорость в горизонтальном полете составила 278 км/ч, а со снижением - 302 км/ч. После установки двух вспомогательных турбореактивных двигателей Continental
J69-T-9 (тягой по 420 кг каждый) по бокам фюзеляжа вертолет развил скорость 338 км/ч. А с более мощными двигателями J69-T-9A (тягой 771 кг) скорость достигла 380 км/ч. Позжс вспомогательные
двигатели были заменены парой турбореактивных Pratt & Whitney JT12A-8 по 1498 кг тяги каждый, установленных на коротких пилонах по бокам фюзеляжа. В такой конфигурации Model 533 достигла в апреле
1969 г. скорости 510 км/ ч.
Стоит отметить, что вертолеты семейства UH-1 Iroquois являются одними из самых массовых в вооруженных силах многих стран мира. С момента начала серийного производства и по наши дни их было
выпущено около 8000 экземпляров.
Краткое техническое описание.
Bell UH-1 Iroquois - многоцелевой вертолет одновинтовой схемы с хвостовым рулевым винтом. Фюзеляж полумонококовой конструкции, в его передней части размещена кабина для двух пилотов, сидящих
рядом. За кабиной расположен отсек для полезной нагрузки. На хвостовой балке размещен стабилизатор и киль с двухлопастным хвостовым винтом. В нижней части фюзеляжа имеется петля для перевозки
грузов на наружной подвеске. Несущий винт двухлопастный с полужестким креплением лопастей шириной 533 мм. В качестве посадочных устройств используются стальные лыжи, на которые могут
устанавливаться надувные поплавки, обеспечивающие взлет и посадку вертолета на воду.
Силовая установка состоит из одного или двух турбо-вальных двигателей. Редуктор и двигатель размещены по оси
вертолета в верхней части фюзеляжа за кабиной экипажа. Система управления оборудована гидроусилителями. Топливная система вертолета включает два бака, размещенных за кабиной в центре тяжести
вертолета. Суммарная емкость баков - 625 л. В целях увеличения перегоночной дальности, внутри фюзеляжа могут устанавливаться два дополнительных бака общим объемом 568 л.
Гидравлическая,
пневматическая и электрическая системы вертолета имеют привод от двигателя. Вертолет оборудован комплексом навигационного и радиоэлектронного оборудования, посадочными прожекторами и
навигационными огнями.