Впервые интерес к созданию польского ударного вертолёта появился ещё в начале 70-х годов. В то время польские конструкторы совместно с советскими готовили
проект вертолёта W3 Sokol ("Сокол") - многоцелевой машины, предназначенной для замены Ми-2 во всём Варшавском блоке. Кроме того, поляки самостоятельно проводили
работы по теме Ми-2.1. В её рамках они пытались найти конструкцию, отличную от глубокой модернизации Ми-2 в "Сокол", которую можно было бы положить в основу
будущего польского вертолётостроения.
Следующий этап истории собственного польского ударного вертолёта начался в 1984 году. К тому времени взгляд на место боевого вертолёта на поле боя сильно
изменился: из средства поддержки и защиты транспортных машин вертолёты превратились в самостоятельную ударную силу и главного охотника на танки. Хорошо понимали
это и в Польше, тем более, что с 1978 года из СССР полякам поставлялись ударные Ми-24. Это позволило собрать данные о применении машин и конкретизировать мысли
военных на эту тему.
Ми-24 был признан не полностью устраивающим польскую армию: отмечая хорошую скорость вертолёта и защищённость, польские военные считали значительными
недостатками малую манёвренность и перегруженность конструкции. Неудивительно, что уже в 1984 году было инициировано проектирование на базе узлов "Сокола"
польского ударного вертолёта. По своей концепции проект SW-3B снова оказался ближе к западным вертолётам, чем к советским. От Ми-24 его отличало радикальное
уменьшение массы при сохранении достаточно мощной силовой установки.
Экипаж размещался схоже с Ми-24, но конструкция колпаков кабин была изменена из-за того, что у Польши не было технологии производства бронестекла сложной формы.
Интересно разместили пушечное вооружение: на правом боку вертолёта с возможностью наведения по вертикали в достаточно большом секторе. Основное вооружение
вертолёта составляли противотанковые управляемые ракеты. Систему управления огнём к ним предполагалось получить у СССР, а другую электронику частично закупить у
нейтральных стран.
В 1990 году PZL-Swidnik представили проект ударного вертолёта W-3B Jastrzab ("Ястреб"), созданный на основе доработанного проекта SW-3B. Изменениям подверглась
кабина пилотов, обзор экипажа был улучшен ценой небольшого падения защиты. Пушку перенесли с борта вертолёта в нос, под кабину. Проект предполагал массовое
использование западных электроники и вооружения. В перспективе рассматривался и вариант продажи "Ястребов" на экспорт.
Первоначально военные поддержали как "Ястреб", так и проектируемый в то же время W-3L - увеличенный вариант обычного "Сокола". Предполагалось, что две этих
машины станут основой польских вертолётных сил; кроме того, велись переговоры о продаже машин в Чехию. После развала СССР в 1991 году стало ясно, что в
ближайшее время война Польше не грозит, что сразу же привело к отказу от финансирования многих военных программ, в их числе оказались W-3B и W-3L.
Тем не менее в PZL-Swidnik было принято решение продолжить работу над программами, сведя их для экономии в одну. К 1993 году подготовили проект нового
многофункционального вертолёта на базе наработок по W-3L. Десантный отсек на 14 человек сохранили, кабину серьёзно переделали. Предполагалась установка новых
двигателей, спроектированных совместно с южноафриканскими фирмами Kentron и Denel. Из ЮАР хотели получить и различную электронику. Отличительной особенностью
проекта стала установка пушечной турели с 20-мм южноафриканским орудием для самообороны и прикрытия десанта.
На базе транспортного варианта был создан и ударный вертолёт с максимальной унификацией, сохранивший старое имя "Ястреб". Относительно предыдущих проектов
машина значительно потяжелела, в основном из-за появления десантного отсека на шесть человек. Кабина была переработана с помощью специалистов из ЮАР и стала
серьёзно напоминать их вертолёт AH-2 Rooivalk. Систему управления огнём и электронику также разработали в ЮАР, она была оптимизирована для применения как
западного вооружения, так и бывшего советского.
Более 60% конструкции многофункционального и ударного вертолётов были унифицированы друг с другом, унификация с обычным W-3 составляла около 15%. Несмотря на
хорошие характеристики спроектированных машин, интереса у польских военных они не вызвали. Также не удалось найти и иностранного покупателя, готового
спонсировать не самое знаменитое польское вертолётостроение.
Тем не менее сотрудничество с ЮАР было решено продолжить, и на базе предыдущих наработок создать ударный вертолёт, минимально отличающийся от уже существующего
W-3.
В конце 1993 года представили проект W-3WB Huzar ("Гусар"), на него перекочевали установка 20-мм орудия и часть системы управления огнём с предыдущих проектов.
Для испытаний в Южную Африку направили один W-3, который был на месте модернизирован до уровня W-3WB.
Так же, как и в предыдущем случае, ни собственных военных, ни иностранных покупателей заинтересовать не удалось. Провал ожидал и другой проект по приданию
"Соколу" ударных функций. Ещё с 1991 года в качестве запасного варианта в PZL-Swidnik разрабатывали проект установки на W-3 авионики от советского Ми-24В.
Вертолёт W-3U Anakonda был вооружён лицензионной польской копией 23-мм пушки ГШ-23Л и имел возможность применять весь спектр вооружения Ми-24В. Несмотря на
дешевизну и простоту проекта, даже на него денег не хватило. Иностранные покупатели также не проявили интереса: закупка того же освоенного и проверенного Ми-24
стоила не дороже. Несмотря на успешные испытания, вооруженные силы не проявили заинтересованности в этой модели. Вооружение с вертолета сняли, а образец
переоборудовали в транспортную модификацию и продали его в Мьянму.
Несколько лет спустя совместно с фирмой "Denel" из Южной Африки была разработана следующая вооруженная модификация. Южноафриканская компания "Kentron"
предоставила вооружение, и в результате получился вертолет W-3K. В 1999 году W-3K использовался в испытаниях французской противотанковой системы HOT/VIVIANE.
Единственными серийными вооруженными модификациями W-3 стали W-3W и W-3WA. Вариант W-3W вооружен двуствольной 23-мм пушкой ГШ-23 по правому борту фюзеляжа и имеет
четыре пилона для подвески бомбовых кассет ZR-8, или системы минирования Platan, или блоков НАР С-5 (55-мм) или С-8 (80-мм). Из окон кабины можно вести стрельбу
из автоматов или пулеметов. Близкий по конструкции вариант W-3WA сертифицирован по требованиям FAR 29.
Пятая серийная партия W-3 для польской армии состояла из 20 вооруженных вертолетов в базовом варианте W-3W и усовершенствованного варианта W-3WA.