Корпорация "Westland" начала заниматься вертолетами, подписав в 1947 году
лицензионное соглашение с фирмой "Sikorsky" на выпуск двухместного Sikorsky
S-51. Первый британский боевой вертолет Dragonfly использовали ВМС и ВВС, он
осуществлял спасательные операции в джунглях Малайи.
Эксплуатация Dragonfly позволила приобрести ценный опыт, но еще до его введения
в строй в 1950 году "Westland" уже разрабатывала планы по выпуску более крупной
и практичной машины, продолжая сотрудничать с "Sikorsky" в отношении постройки
S-55, прототип которого полетел в 1949-м.
Британские ВМС с 1952 года использовали выпускавшиеся в США S-55, тогда же
появился построенный фирмой "Westland" по лицензии вертолет Whirlwind, его
первый полет состоялся в Йовиле. Серийный вариант, Whirlwind HAR.Mk.l, полетел в
1953 году, его поставки в 848-ю эскадрилью морской авиации начались в июле
1954-го. Позднее в том же году пять вертолетов отправили в Малайю, но их
двигатели Pratt & Whitney R-1340-40 оказались недостаточно мощными, чтобы
справиться с жаркими и высокогорными условиями Юго-Восточной Азии, поэтому через
девять месяцев их отозвали. Более успешно машины проявили себя в Атлантике в
1955-1956 годах, действуя с Фолклендских островов и с патрульного корабля "Протектор".
Whirlwind HAR.Mk 3 с более мощным двигателем Wright R-1300 серийно выпускался
для ВМС с 1954 года и в течение многих лет эксплуатировался на кораблях и
береговых базах. Вертолет предназначался для замены S-51 в качестве палубного
поисково-спасательного, а во время суэцкой кампании он также использовался для
переброски войск. Мк 3 являлись основными транспортными машинами при штурме
Порт-Саида, доставив к городу 45 десантников с легких авианосцев "Тесеус" и "Оушн".
В феврале 1962 года HAR. Мк 3 участвовали в испытаниях системы "вертикального
снабжения" - вертолетной доставке грузов со вспомогательных судов на авианосец "Викториус".
Машину сняли с вооружения в 1964 году.
Вертолет HAR.Mk 2 и тропический HAR.Mk 4 были аналогичны Mk 1 и Мк 3 ВМС, но
отличались бортовым оборудованием. Машины Мк 4 поступили в эксплуатацию в 1954
году. Их разместили в Селе-таре (Сингапур) и Куала-Лумпуре, где их главными
задачами являлись спасательные и транспортные операции в джунглях. Whirlwind Mk
2 в 1955 году поступил в 22-ю эскадрилью береговой охраны, базировавшейся на
острове Горни, и выполнял поисково-спасательные функции. Позднее были созданы
подразделения на базах ВВС в Мартлшем-Хите и Вэлли, чтобы удовлетворить
потребность в учебных машинах. Через некоторое время над прибрежными водами
Великобритании летало большое количество этих поисково-спасательных вертолетов.
С 1955 года несколько HAR.Mk 2 находились в составе 103-й эскадрильи,
участвовавшей в боевых действиях на Кипре. В 1957 году отряд из 217-й эскадрильи
отправили на остров Рождества в Индийском океане для поиско-во-спасательных и
транспортных операций при испытаниях британской водородной бомбы.
На Whirlwind "второй серии" американский двигатель заменили на английский Alvis
I.eonides Major мощностью 700 л. с. (522 кВт). Whirlwind HAS.Mk 7 ВМС полетел в
1956 году. Он стал первой английской винтокрылой машиной, предназначенной для
борьбы с подводными лодками. Вертолет выпускался в двух вариантах: Hunter с
погружаемым гидроакустическим буем и Killer с легкой самонаводящейся торпедой.
Хотя эти машины стояли на вооружении восьми боевых и четырех учебных эскадрилий,
их служба оказалась недолгой, в 1960 году им на смену пришли более крупные и
тяжелые Wessex.
Whirlwind мог перевозить восемь десантников с полным вооружением, поэтому в 1961
- 1964 годах он использовался для десантной поддержки на Борнео и в Кувейте. Еще
одним вариантом Whirlwind с двигателем I.eonides Majors был HCC.Mk 8, два таких
вертолета предназначались для полетов королевы и находились на базе ВВС Бенсон.
Второе поколение британских военных S-55 появилось, когда "Westland" разработала
Whirlwind HAR.Mk 10 с газотурбинным двигателем (ГТД). Первый HAR.Mk 10 с ГТД
Bristol Siddeley Gnome мощностью 1050 л. с. (783 кВт) полетел 28 февраля 1959
года. ГТД изменил внешний вид S-55: Whirlwind Mk 10 получил удлиненную носовую
часть, двигатель несколько сместили вбок, чтобы освободить слева место под
электрооборудование. Новая форма носовой части улучшила обзор из кабины.
4 ноября 1961 года Mk 10 поступили в 225-ю эскадрилью на базе ВВС Одихем. Эти
ярко-желтые поисково-спасательные вертолеты в 1970-х годах можно было видеть над
побережьями Великобритании, а НС.Мк 10 использовались в ВВС как вертолеты общего
назначения. Их сняли с вооружения в 1967 году, но до этого они успели принять
участие в вооруженных конфликтах на Борнео и в Йемене.
Whirlwind HAR.Mk 9 был морским эквивалентом Mk 10, вставшим в строй в 1966 году.
Позднее Whirlwind модернизировали установкой двигателя Gnome, что значительно
продлило его эксплуатацию. Два таких Whirlwind НСС. Mk 12 были добавлены к флоту,
обслуживающему королеву. Всего построено более 400 вертолетов Whirlwind, из
которых около сотни экспортировали в Австрию, Бразилию, Канаду, Гану, Иорданию,
Иран, Кувейт, Испанию, Саудовскую Аравию, Югославию, во Францию и на Кубу.