Z-18 (Zhishenji-18) – многоцелевой вертолёт, разработанный китайской
авиастроительной корпорацией Changhe Aircraft Industries Corporation (CAIC).
Разработка Z-18 началась в 2010 году, причём, проект нового
транспортного многоцелевого вертолёта был основан на базе модели Changhe Z-8,
который весьма активно эксплуатировался на территории КНР на протяжении
длительного времени. Фактически, появление вертолёта модели Changhe Z-18 должно
было заменить эксплуатацию летательных аппаратов модели Changhe Z-8, при этом,
китайские авиастроители намеревались сохранить общую конструкцию вертолёта,
которая оказалась весьма приемлемой, но в тоже время расширить функциональность
воздушного судна с целью увеличения сферы применимости вертолёта.
Свой первый полёт модель Changhe Z-18 произвела в 2013 году, в то время как уже
в 2014 году, проект официально был запущен в серийное производство, где этот
летательный аппарат находится и по сегодняшний день. Большинство производимых
авиастроительной корпорацией Changhe Aircraft Industries Corporation
вертолётов модели Changhe Z-18, используется вооружёнными силами КНР, однако,
часть из этих воздушных судов эксплуатируется также и в гражданской сфере
авиации в качестве транспортных средств для перевозки на своём борту грузов, в
том числе и крупногабаритных.
В военной сфере вертолёт Changhe Z-18 позиционируется как воздушное средство
ведения борьбы с кораблями и подлодками противника (версия
Z-18F) , для чего у данного
летательного аппарата имеется и собственное вооружение, включающее в себя:
Помимо прочего, вертолёты Changhe Z-18 используются также и в качестве
транспортных, либо поисково-спасательных воздушных средств, чему способствует их
весьма протяжённая максимальная дальность полёта.
Китайские источники сообщают, что одной из задач Z-18A является транспортировка
новой легкой 155-мм буксируемой гаубицы AH4 компании NORINCO, масса которой
составляет 4 т. Система, впервые продемонстрированная в 2012 году, имеет
сходство с разработанной BAe Systems M-777.
На борту вертолёта Changhe Z-18 может разместиться до 12 человек, включая двух
членов экипажа и 10 пассажиров, либо военнослужащих. На своём борту вертолёт
может также перевозить порядка 6,5 тонн полезного груза, что делает его весьма
приемлемым в плане свих эксплуатационных возможностей.
Силовая установка вертолёта Changhe Z-18 состоит из трёх газотурбинных
авиадвигателей марки Changzhou Lan Xiang WZ108-N, каждый из которых обладает
достаточно большой тягой, и что позволяет вертолёту развивать скорость в 265 км\ч.,
а также преодолевать дистанцию до 600 километров.
Z-18 установил новый национальный рекорд высоты полета в ходе испытаний,
проведенных на Тибетском плато. Вертолет достиг высоты около 9000 м в ходе
серии испытаний, целью которых являлся сбор информации о поведении машины на
больших высотах, включая скорость полета и массу транспортируемой полезной
нагрузки. Согласно данным пилота, на высоте 8830 м. в кабине сработал
предупредительный сигнал об опасности, но экипаж продемонстрировал возможность
подъема на высоту 8900 м.
По данным на конец 2014 года, авиастроительной корпорацией Changhe Aircraft
Industries Corporation было выпущено 4 летательных аппарата данной модели, три
из которых эксплуатируются вооружёнными силами КНР.