Арсенал Народно-освободительной армии Китая пополнился многоцелевым
вертолетом Z-20, который с 2013 года проходит летные испытания. Машина своим
внешним видом и рядом конструкционных решений напоминает "Черного ястреба" Sikorsky UH-60, но не является его точной копией
(хотя в западных источниках он уже получил прозвище
Copyhawk).
Разработка Z-20
осуществлялась с 1990-х годов совместно научно-исследовательским
институтом AVIC China Helicopter Research and Development Institute (CHRDI,
ранее НИИ-602) и обеими китайскими вертолетостроительными предприятиями
- Harbin Aircraft Industry Group (HAIG, в составе Hafei Aviation
Industry Company) в Харбине и Changhe Aircraft Industries Corporation (CAIC,
бывшее Changhe/Jingdezhen Aircraft Industry Group). в Чанхэ (город
Цзинджчжэнь). Первоначально программа именовалась СМН.
Многоцелевой вертолет Z-20 или Zhi-20 совершил свой первый полет 23 декабря 2013 года.
Взлетная масса вертолета оценивается в 10
тонн, а эффективный потолок в 4 километра, однако подробные технические
характеристики неизвестны. Ожидается, что Z-20 станет основой семейства боевых
машин для всех родов войск, которым необходима тактическая поддержка с воздуха,
включая военно-морской флот.
В кабине вертолёта может разместиться до 12 человек, включая двух пилотов и
десятерых военнослужащих, однако, в большей мере данное винтокрылое воздушное
средство предполагается к использованию в качестве транспортного средства для
перевозки различного рода грузов.
Зачастую Z-20 сравнивают с американским UH-60 по ряду причин. Во-первых,
несколько экземпляров гражданской модификации "Черного ястреба" (S-70C-2) Народно-освободительная армия Китая использует с 1984 года. А во-вторых, по
данным ряда источников, в 2011 году Пакистан пропустил китайских специалистов
для обследования места крушения вертолета ВВС США UH-60, разбившегося во время
операции по устранению Усамы бен Ладена.
С другой стороны, ряд авторитетных авиационных экспертов отмечает, что китайский
«клон», несмотря на внешнее сходство и ряд заимствованных технических решений,
значительно отличается. Основной винт используется пятилопастной (у UH-60 четыре
лопасти), двигатели установлены собственной разработки, мощностью 2 тысячи
лошадиных сил (UH-60 - 1800), а система управления современная, полностью электродистанционная.
Строительство прототипов Z-20 и его серийное производство осуществляется HAIG в
Харбине. Всего к концу 2015 года было построено не менее шести летных опытных
образцов Z-20.
До сих пор неясным остается вопрос о двигателях вертолета Z-20. Предположительно,
прототипы оснащались двумя китайскими турбовальными двигателями WZ-9 разработки
и производства предприятия China National South Aviation Industry Company (CNSAIC,
Чжучжоу, провинция Хунань). Предсерийные машины получили двигатели
WZ-10 мощностью 1600 кВт. На серийных машинах
Z-20 планируется использовать разрабатываемые CNSAIC перспективные двигатели
WZ-11 (считается, что это безлицензионный клон Pratt & Whitney Canada PT6B-67)
или WZ-16 (фактически модифицированная лицензионная деривация двигателя
Turbomeca Ardiden, изначально предназначенная для китайско-европейского
вертолета Z-15).