Z-5 (Zhishengji-5) - многоцелевой вертолет, построенный китайской фирмой Harbin Aircraft Manufacturing
Corporation на базе советского вертолета Ми-4. Разработка вертолета была
начата в 1958 году. Первый вертолет китайский постройки совершил полет в
декабре 1958 года. Уже в 1959 году было начато серийное производство
вертолета, однако в связи с некоторыми производственными трудностями
сертификация Z-5 состоялась лишь в 1963 году.
Производство вертолета было закончено в 1980 году. Всего было
построено 545 вертолетов для НОАК и гражданской авиации.
В то время, когда Китай
выбрал сверхзвуковой истребитель МиГ-19 для лицензионного производства в
Шеньяне под обозначением J-6, было принято решение и о выпуске в Харбине
вертолета Ми-4. Документация от СССР была получена в 1958 году, а первый
полет прототипа Z-5 состоялся 14 декабря 1959 года. Сертификация
завершилась в конце того же месяца.
Как и в случае с J-6, производство Z-5 пострадало в ходе осуществления
политической кампании "Большого скачка".
Переработанная документация, появившаяся в 1961 году, потребовала
полностью переделать технологическую оснастку. Первый серийный вертолет
Z-5 поднялся в воздух 20 августа 1963 года. Первоначально лопасти винтов
китайского варианта Ми-4 изготовлялись из ели шероховатой вместо сосны,
но вскоре были разработаны и металлические лопасти. Первый Z-5 с
металлическим несущим винтом взлетел 22 июня 1966 года.
Вертолет Z-5 строился в нескольких различных модификациях. Базовый
военный транспортный вариант обычно нес под фюзеляжем гондолу с одним
неподвижным пулеметом для стрельбы вперед, отсутствующую у других машин.
Гражданские транспортные машины имели квадратные окна кабины. У варианта
для китайских ВМС в носовой части мог находиться обтекатель РЛС.
Как минимум один Z-5 был оснащен двигателем Pratt & Whitney PT6T-6 Turbo
Twin-Pac и облетан в 1979 году.
Ко времени завершения серийного производства в 1979 году были построены
545 вертолетов Z-5, включая 88 пассажирских, семь сельскохозяйственных,
13 поисково-спасательных и два разведывательных. Гражданский вариант
вертолета получил обозначение Xuanfeng.