Уголок неба ¦ Harbin Z-6

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная многоцелевые
   Z-6
       
Разработчик: Harbin
Страна: Китай
Первый полет: 1969
Тип: Многоцелевой вертолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Вертолёт Z-6 (китайское обозначение 直-6, англ. название HAMC Z-6) -многоцелевой вертолет созданный Harbin Aircraft Manufacturing Corporation прежде всего для осуществления десантных операций на базе вертолета Z-5. Вертолет Z-6 успешно совершил свой первый испытательный полет 15 декабря 1969 года. После этого Китайский институт проектирования и исследований вертолетов отвечал за продолжение исследований и разработок. В 1970 году он был передан для производства на авиазавод в Чанчжоу компании Changhe Aircraft Industry. В 1977 году проект был успешно завершен, и в общей сложности было построено 15 вертолётов.

Z-6 - первый вертолет с турбовальным двигателем, спроектированный и созданный в Китае, в 1978 году он получил награду Национальной научной конференции за достижения в области науки и техники. Из-за технических проблем Z-6 серийно не производился и не поступал в войска.

В 1950-е годы Китай производил копию советского вертолёта Ми-4(под китайским обозначением Z-5) .Из-за использования поршневого двигателя эта модель имела малую мощность и плохие характеристики в условиях полётов в высокогорье, в результате чего он мог нести относительно малую полезную нагрузку. Когда этот вертолёт находился на вооружении, он уже отставал от передового мирового уровня вертолётостроения и не мог полностью обеспечить потребности армии.

11 июля 1966 года 3-й отдел Министерства машиностроения (сокращенно: "3-й отдел" , а именно: "Министерство авиационной промышленности" ) поставило перед Харбинским авиазаводом ( Завод № 122) задачу по разработке нового вертолета на основе Z-5, способного перевозить около 20 человек. Конструкторское бюро завода №122 представило проект модификации Z-5 с использованием в качестве силовой установки газотурбинного двигателя "792" , разработанного и изготовленного заводом №120, под временным обозначением "Z-5 модернизированный", впоследствии получивший обозначение Z-6. В процессе обоснования проекта модификации Z-5 было проведено ряд испытаний, такие как создание модели , продувка модели( в аэродинамической трубе) , статические испытания машины и т. д. После того, как был предложен этот проект, был изготовлен опытный образец ,его сборка была завершена в марте 1967 года.

Конструкция фюзеляжа и внутренняя компоновка вертолёта Z-6 за шпангоутом №8 полностью повторяет конструкцию Z-5, а носовая часть фюзеляжа была переделана. Благодаря тому, что основные элементы конструкции создающие подъемную силу, такие как: несущий винт, втулка винта, автомат перекоса, система трансмиссии включая хвостовой редуктор и тормоз несущего винта(тормоз НВ) , были использованы от вертолёта Z-5, процесс разработки шел очень быстро.

17 апреля 1967 года завод № 122 представил «Замечания о согласованном прототипе "Z-5 модернизированный" " за номером 67(85). В 1968 году проект создания Z-6 был одобрен Генеральным штабом Народно-освободительной армии Китая, Национальным управлением оборонной промышленности и Национальной оборонной научно-технической комиссией и официально внесен в государственную программу.

В 1968 году с разработанным проектом ознакомился и утвердил Председатель Мао Цзе Дун, а председатель правительства Чжоу Эньлай утвердил его для принятия на вооружение.

В том же 1968 году от Министерства авиационной промышленности был отделен Авиационный Научно-исследовательский институт. Проектные работы по Z-6 взяло на себя вертолетное конструкторское бюро , расположенное в Цзиндэчжэне, провинция Цзянси, а производственные работы осуществлялись на Харбинском авиационном заводе. Проектирование газотурбинного двигателя WZ-5 было поручено конструкторскому бюро в Чжучжоу, а производственные работы - Харбинскому моторостроительному заводу. В феврале 1969 года Z-6 прошел статические испытания. Основные проблемы, выявленные по результатам испытаний, заключались в том, что прочность некоторых узлов и агрегатов была недостаточной, а шасси в ходе этих испытаний было сломано. Согласно протоколу об испытаниях, выявленные недостатки были заводом устранены.

Сначала Харбинский авиационный завод был основным разработчиком и производителем Z-6, и совместно с 602-м институтом разработал и изготовил 4 прототипа Z-6. В 1970 году 3-й отдел Машиностроения принял решение продолжить производство Z-6 на заводе Changhe Aircraft Factory (завод № 372 ).Был проведён показательный полёт в полевых условиях, и летно-технические характеристики были полностью подтверждены.

В 1970 году, под влиянием Культурной революции и подъема «большой авиации» в регионах, разработка и производство Z-6 были перенесены в провинцию Цзянсу, и далее завод в Цзянсу отвечал за дальнейшее развитие и доработку вертолёта. В мае 1970 года за проведение работ по проектированию и окончательной доводке отвечала техническая группа конструкторов из 602-го института. В провинции Цзянсу бывший трансформаторный завод в Чанчжоу (позже преобразованный в Чанчжоуский авиационный завод) отвечал за окончательную сборку, а более 400 заводов были привлечены для кооперации. 3-й отдел министерства Машиностроения поручило заводу № 122 оказать помощь заводу трансформаторов в Чанчжоу в опытном производстве Z-6 и предоставить, по мере необходимости, полный комплект чертежей , технических требований, инструкций и технических руководств . Было также поставлено 5 комплектов таких же деталей, как и на Z-5; 5 видов заготовок для опытного производства, материал для технологической оснастки и 3 вида дополнительных деталей .Также на трансформаторный завод в Чанчжоу была направлена рабочая группа из 25 человек для оказания помощи в производстве Z-6. Опытную машину затем вернули на завод 122 после её изготовления и доработки . 12 сентября 1970 года 3-й опытный самолет на обратном пути совершил испытательный полет в Нанкине, Синине и других местах в условиях больших высот и высоких температур. Недалеко от Таншаня в воздухе произошел разрыв топливного трубопровода. Когда третья опытная машина стала совершать вынужденную посадку, она врезалась в телефонный столб и ,перевернувшись, упала на землю, что привело к аварии третьего класса. Все находившиеся на борту 10 человек были госпитализированы с травмами.

В 1972 году 3-й отдел Министерства официально передал разработку и доработку Z-6 в провинцию Цзянсу. Утром 7 августа 1972 г. два Z-6 (№ 02 и № 03) вылетели из Харбина и присоединились к одному Z-6 производства завода в Чанчжоу для участия в испытательном полете в условиях высоких температур и высокогорья. В 9:32 утра во время вынужденной посадки в общине Люфанцзы возле городского уезда Гунчжулин провинции Цзилинь вспыхнул пожар, все шесть человек, включая пилота Фу Гуйфа, погибли, что привело к летному происшествию первого класса. После анализа обломков разбившегося вертолета конструкторское бюро пришло к выводу, что причиной аварии стало заклинивание вала редуктора в корпусе двигателя. Конструкторское бюро сделало соответствующие выводы из этой аварии и провело 11 технических доработок вертолета и двигателя.

Опытный экземпляр вертолета вернулся в Харбин после выполнения испытательного полета в условиях высоких температур и высокогорья. Во время полёта над Таншанем, в воздухе внезапно произошло разрушение топливопровода. После проведения расследования оказалось, что стенка топливопровода была слишком тонкой .

В 1973 году по письменному распоряжению 3-го отдела Министерства Машиностроения, завод номер 122 прекратил разработку и производство Z-6. В июне 1974 года третий опытный вертолёт Z-6 был безвозмездно передан Нанкинскому авиационному институту для учебных и научно-исследовательских целей. 28 октября 1976 года Комитет по развитию авиации Китая организовал оценку турбовальных двигателей WZ-5 производства завода в Чанчжоу для установки на Z-6, а 28 февраля 1977 года была официально одобрена их доработка. С 1970 по 1977 год в Цзянсу было изготовлено 11 вертолетов Z-6 и 18 двигателей WZ-5. За время проведения испытаний налёт вертолёта Z-6 составил 362 часов и 5000 часов стендовых испытаний.

В 1977 году Госсовет и Центральная военная комиссия официально одобрила проект и доработку вертолёта Z-6. В 1978 году проект Z-6 получил награду Национальной научной конференции за достижения в области науки и техники. В феврале 1979 г. 3-й отдел Министерства Машиностроения на производственном совещании предприятия постановил, в связи с технической отсталостью вертолёта Z-6 и недостаточной безопасности из-за его однодвигательной компоновки все работы по Z-6 прекратить. Проект был закрыт. В 1980 году Госплан и Управление оборонной промышленности Госсовета официально приняли решение о прекращении производства Z-6. С 1963 по 1979 год на разработку Z-6 было потрачено 16 лет и 150 млн юаней. Таким образом были завершены работы над первым газотурбинным вертолетом созданным в Китае.

Технические особенности конструкции.

Винтомоторная группа.

Поршневой двигатель был заменен новым газотурбинным (WZ-5), максимальной мощностью 1618 киловатт (2200 лошадиных сил), т.е.гораздо большей по сравнению с максимальной мощностью 1250 киловатт у силовой установки вертолёта Z-5. Традиционная компоновка с размещением силовой установки в верхней части фюзеляжа, также помогает устранить недостатки Z-5, который не подходит для использования при высоких температурах и в условиях высокогорья, и имеет гораздо более широкий диапазон применения чем Z-5. Приборное оборудование различные системы способствуют безопасной и надежной эксплуатации вертолёта в четырёх погодных условиях полета. По сравнению с Z-5 с поршневым двигателем, двигатель Z-6 быстрее запускается, имеет большую взлетную мощность, а сам вертолёт отличался обтекаемыми внешними обводами и лучшей маневренностью по сравнению с вертолётом Z-5 . Испытания также подтвердили, что его шум и вибрация явно меньше, чем у Z-5.

Несущий винт Z-6 состоит из втулки винта и 4 металлических лопастей прямоугольной формы. Лопасть винта представляет собой цельнометаллическую клееную конструкцию, она соединена со ступицей через корневой шарнир лопасти. Направление вращения левое, если смотреть на винт сверху, аэродинамические профили - NACA230 и NACA239M. Ступица несущего винта шарнирно соединена с 4 лопастями и образует единое целое с валом несущего винта главного редуктора. Ступица винта снабжена поворотным шарниром и поворотным шарниром с фрикционным демпфером. На ступице несущего винта также имеются шарниры с регулируемым шагом и тяги с регулируемым шагом для изменения угла установки лопастей. Хвостовой винт модели T6A-G8 состоит из 3-х трапециевидных лопастей из армированного стекловолокном пластика и является толкающим хвостовым винтом. Рулевой винт установлен на фланце удлинительного вала хвостового редуктора, а аэродинамический профиль - семейства NACA00 .

Шасси

Шасси Z-6 включает носовую, основную стойки и хвостовой костыль. Шасси и хвостовой костыль оснащены однокамерными масляно-воздушными амортизаторами. Основное колесо оснащено односторонним тормозным устройством баллонного типа. Система управления самолетом включает двойное ручное управление (управление по крену и рысканию), управление педалями, устройство управления "шаг-газ", которое может управляться независимо командиром и вторым пилотом, систему торможения несущего винта и аварийной остановки двигателя. Управление стабилизатором поперечной устойчивости связано с управлением по тангажу.

Бортовые системы

Z-6 оснащен двумя гидравлическими системами: основной гидравлической системой и аварийной. При выходе из строя основной гидравлической системы автоматически включается аварийная. Гидравлическая система установлена в отсеке главного редуктора и состоит из бака гидравлического масла, двух шестеренчатых гидронасосов, монтажной плиты вспомогательного оборудования основной и аварийной гидросистемы, 3-х гидроаккумуляторов, обратного(невозвратного) клапана и т. д.

Система кондиционирования специально применяется в тормозной системе основных стоек шасси. Для обеспечения нормального полета вертолета в зоне возможного обледенения самолет оборудован жидкостными противообледенительными устройствами для лопастей несущего винта, лопастей рулевого винта и лобовых стекол кабины, а обогрев передней кромки воздухозаборника осуществляется путём отбора горячего воздуха от двигателя. Для обеспечения нормального запуска двигателя и нормальной работы радиоаппаратуры, измерительной аппаратуры, устройств электропривода, приборов освещения и сигнализации на машине установлен стартер-генератор QF-6A и две аккумуляторные батареи 12-НК-28 обеспечивают питание 27 В постоянного тока, питание 115 В, 400 Гц переменного тока обеспечивает преобразователь DBL-750A.

Авионика

Приборная система Z-6 включает в себя полный набор пилотажно-навигационного оборудования, приборов контроля работы двигателя, передающее и измерительное оборудования и сигнализирующие устройства, указывающие на нормальную работу каждой системы. Радиотехническое оборудование включает ультракоротковолновую(УКВ-диапазона) радиостанцию СТ-1, автоматический радиокомпас WL-5, радиовысотомер WG-2A и переговорное устройство TT-5A. Самолет также оснащен съемным оборудованием для выполнения десантных, санитарных, транспортных задач, а также для перевозки грузов на внешней подвеске.

Общая оценка проекта

Z-6 является первым вертолетом с газотурбинным двигателем, спроектированным и разработанным в Китае. Успешный первый полет этого вертолёта является важной вехой в истории развития китайской вертолетной техники. Разработка Z-6 стала важнейшим шагом в переходе китайских вертолетов с поршневых двигателей на газотурбинные . Однако из-за неправильного выбора двигателя, небезопасности применения единственного двигателя и другим причинам Z-6 официально не был запущен в производство. Летно-эксплуатационные испытания Z-6 показали, что хотя мощность двигателя вертолёта больше, чем у Z-5, но все же она недостаточна, тем более однодвигательная компоновка сильно снижает безопасность полета. В итоге армия в конечном счете отказалась от замены Z-5 на Z-6.




 ЛТХ:
Модификация   Z-6
Диаметр главного винта, м   21.00
Диаметр хвостового винта, м   3.60
Длина,м   20.96
Высота ,м   5.59
Масса, кг  
  пустого   4820
  нормальная взлетная   7100
  максимальная взлетная   7600
Внутренние топливо, л   1000 + опционально 500
Тип двигателя   1 ГТД Zhuzhou  WZ-5
Мощность, кВт   1 х 1618
Максимальная скорость, км/ч   192
Крейсерская скорость, км/ч   168
Практическая дальность, км   651
Скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   3500
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:  12 солдат или 1200 кг груза


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Z-6
 Z-6   (c) Jeroen Stroes
 Z-6   (c) David Lednicer
 Z-6
 Z-6
 Z-6   (c) Alastair T. Gardiner
 Z-6 
 Z-6 
 Z-6 
 Верхний ПУ командира и второго пилота Z-6 
 Приборная доска Z-6 

  Схемы:

 Z-6

 



 

Список источников:

Дмитрий Нагорный. Первый китайский вертолёт с газотурбинным двигателем
PLAAF - ВВС Народно-освободительной армии Китая (vk.com/plaaf)
Baike.com. 直-6
Helis.com. Chinese Helicopters
Chinese Defense Today. An unofficial web site of Chinese defense affair
China Aviation Museum


Уголок неба. 2022 



 

  Реклама: