Changhe Z-8 – это многоцелевой вертолет КНР, который является лицензионной
копией французского вертолёта Sud-Aviation SA.321 Super-Frelon (Супер-Фрелон). В
настоящее время вертолет производится в противолодочном, транспортном и
спасательном вариантах. Сегодня Z-8 – это самый тяжелый вертолет,
сконструированный и построенный в Китае на базе французского вертолета "Супер
Фрелон", в тесном сотрудничестве с европейской компанией EUROCOPTER.
Максимальный взлетный вес вертолета составляет 13 тонн, при этом вертолет может
садиться и взлетать с водной поверхности. Многоцелевой вертолет Z-8 был удостоен
премии "Национальное научное и технологическое развитие". На базе вертолета Z-8
был создан армейский транспортный вариант Z-8A, совершивший первый полет в 1995
году и принятый на вооружении армии в 1998 году.
Оригинальный Z-8 китайской сборки совершил свой первый полет в 1985 году. В
августе 1989 года машина была поставлена на вооружение авиации военно-морского
флота, принята на вооружении в декабре 1994 года. Вертолет обладает достаточно
мощной силовой установкой и хорошими эксплуатационными и летными
характеристиками. Вертолет достаточно широко используется не только в военных,
но и в гражданских целях: для борьбы с лесными пожарами, проведении монтажных
работ, прокладки кабеля, санитарных работ, патрулирования, организации
геологических партий и других целей. В настоящее время (на 2012 год) на
вооружении военно-морских сил КНР находится 26 вертолетов Z-8, еще 15 вертолетов
Z-8 и 13 Z-8KA находятся на вооружении сухопутных войск КНР.
Еще в начале 1970-х годов КНР приобрела во Франции 13 вертолетов SA.321Ja "Супер
Фрелон". Данная модификация стала достаточно причудливым гибридом, который
совместил в себе "сухопутный" (не амфибийный) фюзеляж и "морское"
противолодочное оборудование. При этом "Супер Фрелоны" стали самыми крупными из
существующих китайских вертолетов морской авиации. Первоначально эти машины
базировались лишь на берегу с использованием наземных аэродромов, но 3 января
1980 года один из них впервые совершил посадку на палубу боевого корабля. Это
была первая палубная посадка вертолета в истории китайского флота. В мае 1980
года 4 вертолета "Супер Фрелон", которые базировались на вспомогательных судах
военно-морского флота КНР, приняли участие в походе в южную часть Тихого океана.
Данный отряд участвовал в обеспечении испытательного запуска китайской МБР.
После запуска вертолеты "выудили" приводнившуюся головную часть испытываемой
баллистической ракеты.
В 1976 году руководство КНР принимает решение о налаживании в стране
производства копии вертолета "Супер Фрелон". Китайский вариант машины было
решено назвать Z-8. Работу над новым вертолетом поручили Авиационной
промышленной группе "Чангхе" (CAIG - Changhe Aircraft Industry Group). При этом
работы по проектированию местного аналога велись с традиционной китайской
неспешностью. К испытаниям первого китайского Z-8 приступили лишь 11 декабря
1985 года, практически через 10 лет после запуска всей программы по локализации
производства. Поставки вертолета ВМС Китая начались в 1989 году, а в 1994 году
вертолет наконец-то получил национальный сертификат летной годности. Китайская
версия вертолета получила в качестве силовой установки ТВД WZ-6, которые
являлись лицензионной версией двигателей "Турмо" IIIС3. Вертолеты, находящиеся
на вооружении флота КНР эксплуатируются в 3-х вариантах:
-
транспортно-десантный вертолет, может перевозить до 27 десантников или 15
раненых, размещенных на носилках;
-
противолодочный вертолет, оснащенный поисковой РЛС с антенной, расположенной в
обтекателе правого поплавка (в носовом обтекателе находится антенна метеорадара)
и ОГАС HS-12. На вооружении вертолета находятся торпеды Yu-7, являющиеся
китайской "пиратской" копией американских торпед Мк-46.
-
вертолет-тральщик.
Z-8 – это вертолет, выполненный по одновинтовой схеме, с руелывым винтом, тремя ГТД и трехопорным шасси. Фюзеляж типа полумонокок, цельнометаллический, нижняя
его часть имеет килеватость и своеобразные скулы, выполнена водонепроницаемой
для возможности посадок на воду. Кабина пилотов двухместная. Грузовая кабина
имеет размеры 7х1,83х1,9 метра и оборудована задним люком с погрузочной рампой
на гидроуправлении. В передней части грузовой кабины справа расположена сдвижная
дверь. В противолодочной версии вертолета хвостовая балка во время стоянки может
складываться. Стабилизатор устанавливается с правой стороны хвостовой балки. На
внешней подвеске вертолет Z-8 может перевезти до 5 тонн груза.
Шасси вертолета неубирающееся, трехопорное. Все колеса – носовые и главные
выполнены сдвоенными. Главные опоры вертолетного шасси имеют воздушно-масляные
амортизаторы. Колеса главных опор оборудованы дисковыми тормозами с
гидравлическим приводом. В морском варианте главные опоры шасси могут оснащаться
специальными поплавками. Несущий винт вертолета имеет шесть лопастей с шарнирным
креплением. Лопасти имеют прямоугольную форму, цельнометаллические, в
противолодочном варианте складывающиеся. Лопасти имеют специальную систему
датчиков, которая предназначена для обнаружения трещин. Возможна установка
тормоза несущего винта.
Силовая установка машины состоит из 3-х двигателей, которые расположены
вертикально над фюзеляжем: один двигатель установлен за редуктором несущего
винта и имеет боковой воздухозаборник, а два других перед редуктором несущего
винта, обладают осевыми воздухозаборниками. Топливная система вертолета включает
в себя 3 мягких топливных бака общей вместимостью в 4 000 литров, топливные баки
находятся в центральной части фюзеляжа под полом. На вертолете предусмотрена
автономная система питания для каждого из трех двигателей с возможностью
взаимозаменяемости. Заправка вертолета Z-8 топливом происходит либо под
давлением с помощью насоса, либо самотеком. В перегоночном варианте возможна
установка подвесных топливных баков емкостью по 500 литров и дополнительных
топливных баков емкостью в 2 000 литров.
Стоит отметить, что выпуск вертолетов Z-8 осуществляется очень низкими темпами
(собирается по 2-3 вертолета в год). К настоящему времени было выпущено до 60
вертолетов данного типа. Казалось бы, что еще можно выжать из вертолета, который
был сконструирован более 40 лет назад? Однако в обычаи Китая не входит отказ от
техники, которая смогла себя хорошо зарекомендовать, по причине ее достаточно
солидного возраста. Примером может выступать многообразие китайских "производных" от советского истребителя МиГ-21 и это далеко не единственное
свидетельство китайской военно-технической политики.
В то время как в самой Франции время "Супер Фрелона" уходит, а карьера вертолета
катиться к закату, китайские инженеры из CAIG продолжают работать над новыми
вариантами этой винтокрылой машины. В частности, с середины 1990 годов шли
работы над созданием транспортно-десантной модификацией, которая бы
использовалась в интересах армейской авиации. Данный вертолет получил индекс
Z-8A. Опытный экземпляр успешно прошел серию испытаний, в феврале 1999 года
машины получила сертификат летной годности. В 2001 году армия получила два предсерийных вертолета для проведения войсковых испытаний, а в ноябре 2002 года
стала получать первые серийные вертолеты Z-8A. Хотя стоит отметить, что военные
не в восторге от этой машины. Они отмечали недостаточное качество и
недостаточную мощность китайских двигателей WZ-6A. Армия оформила заказ на
крайне ограниченную партию данных машин, решив оформить дополнительный заказ на
российские вертолеты Ми-17В5. Возможно, недостаточной мощностью китайских
двигателей WZ-6 объясняется и тот факт, что на гражданской версии вертолета Z-8F
были использованы канадскими ТВД РТ6В-67А.
В 2009 году появилась информация о том, что Китай занимается разработкой
вертолета ДРЛО на базе Z-8. Поводом для таких разговоров стали фотографии
машины, на которых эксперты разглядели обтекатель радара, который был расположен
за рампой кабины вертолета. По словам аналитиков, это сенсор, предназначенный
для раннего обнаружения со средней и большой высоты кораблей и самолетов
противника. Каких успехов добились китайцы в разработке своего вертолета ДРЛО на
базе Z-8 сказать трудно. Но, скорее всего, не очень выдающихся. Косвенным
подтверждением этого является тот факт, что в 2011 году Россия выполнила
контракт на поставку Китаю 9 противолодочных вертолетов Ка-28 и 9 вертолетов ДРЛО Ка-31.
Модификации
: |
|
|
Z-8 |
базовая противолодочная модификация вертолета. |
Z-8A |
военно-транспортная модификация вертолета;
может перевозить до 39 солдат или 27 десантников, а также при
необходимости 15 раненых на носилках. |
Z-8F |
транспортный вертолет, отличается установкой
3-х двигателей Pratt & Whitney Canada PT6A-67B мощностью в 1 940 л.с.
каждый, впервые Z-8F поднялся в воздух в августе 2004 года. |
Z-8G |
модернизированная версия вертолета, представлена в 2015 году. |
Z-8JA/JH |
корабельная версия многоцелевого вертолета. |
Z-8K/KA |
поисково-спасательная версия вертолета, также
оснащается двигателями Pratt & Whitney Canada PT6A-67B, был принят
на вооружение в 2007 году. |
Z-8L |
широкофюзеляжная версия многоцелевого вертолета. |
Z-8WJS |
противопожарная версия многоцелевого вертолета. |
AC313 |
гражданская версия. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Z-8 |
Диаметр главного винта, м |
18.90 |
Диаметр хвостового винта, м |
4.00 |
Длина,м |
19.40 |
Высота ,м |
6.76 |
Масса, кг |
|
пустого |
7550 |
нормальная взлетная |
10592 |
максимальная взлетная |
12074 |
Внутренние топливо, л |
3900 + опционально 1900 |
Тип двигателя |
3 ГТД Changzhou (CLXMW) Wozhou-6 |
Мощность, кВт |
3 х 1156 |
Максимальная скорость, км/ч |
315 |
Крейсерская скорость, км/ч |
266 |
Практическая дальность, км |
1400 |
Дальность действия, км |
820 |
Продолжительность полета, ч.мин |
4.43 |
Скороподъемность, м/мин |
690 |
Практический потолок, м |
6000 |
Статический потолок, м |
5500 |
Экипаж, чел |
2-3 |
Полезная нагрузка: |
39 пассажиров или 27 солдат или 15 носилок и сопровождающий или или 5000 кг груза в кабине или на подвеске |
Вооружение (опционально): |
Боевая нагрузка -
2000 кг на 2 узлах подвески 2х4 250-кг мины, или 4х2 глубинные бомбы ,
или 2х2 противолодочные торпеды |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2017
|