На вертолеты этой серии в КНР возлагают особые надежды. Организация
лицензионного производства достаточно современной французской машины позволила
Китаю получить доступ к европейским технологиям 80-х гг. и в дальнейшем заложить
целое семейство военных и гражданских легких вертолетов Z-9 с хорошей
перспективой их массового производства. К настоящему времени в Китае изготовлено
уже более 150 машин этого типа. Кроме того, технологический задел по Z-9
позволил начать разработку первого китайского специализированного боевого
вертолета Z-10.
Прототипом Z-9 был выбран французский многоцелевой вертолет AS 365N "Дофин" (Dauphin
II). По подписанному 2 июля 1980 г. с компанией "Аэроспасьяль" (ныне входит в
состав концерна "Еврокоптер") лицензионному соглашению Харбинская
авиастроительная корпорация (НАМС) должна была собрать первые 50 вертолетов из
французских деталей и подготовить их производство в КНР. Сборка началась в 1981
г. Первой партии из 28 машин, повторявших французские AS 365N1 и собранных
полностью из узлов, изготовленных во Франции, было присвоено наименование Z-9.
Следующие 20 машин, также из поставляемых деталей, соответствовали версии AS
365N2 и назывались в Китае Z-9A. Последний из них был закончен в январе 1992 г.
За ними последовали два вертолета, названные Z-9A-100. Они уже были почти
полностью китайскими. К тому времени в КНР был освоен начатый в 1986 г. выпуск
деталей, а на заводе SAEC в Чжучжоу налажено изготовление двигателей Турбомека "Ариэль"
1С1 мощностью 740 л.с. под маркой WZ8A. Эти два Z-9A-100 имели уже 72,2%
китайских деталей по планеру и 91% - по двигателям. Первая машина впервые
поднялась в воздух 16 января 1992 г., к концу года Z-9A-100 был сертифицирован и
с 1993 г. поступил в серийное производство. Серийные Z-9A-100, получившие новое название Z-9B, в отличие от оригинальных AS 365N
имели в фенестроне 11 более широких композитных лопастей вместо 13
металлических. К настоящему времени построено более сотни таких вертолетов.
На вооружение НОАК вертолет Z-9B был принят в 1994 г. Это, вероятно, самый
массовый вертолет армейской авиации НОАК. Он может выполнять задачи перевозки
8-10 человек с экипировкой, спасения, связи, управления артиллерией. РЭБ и др.
Первые машины поступили в элитные Пекинский и Шэньянский военные округа.
Для авиации ВМС НОАК выпускается модифицированный Z-9C. базирующийся на борту
эсминцев и фрегатов, который оборудован опускаемой гидроакустической станцией и
поисковой РЛС; вооружен двумя торпедами или ПКР с телевизионным наведением.
Строящиеся для гражданского использования модификации обозначаются Н410. Н410А
(для жаркого и высокогорного климата с двигателями WZ8C), Н425 (VIP-версия) и
Н450.
Ударный вариант вертолета, Z-9W, выпускается в 1998 г. На бортовых подвесках он
может нести разные варианты вооружения: 4-8 управляемых по проводам ПТУР HJ-8
(HJ-8E) с дальностью пуска 3-4 км, две подвесные стрелковые установки с 12,7-мм
пулеметами или 23-мм пушками, либо два блока НАР калибра 57 или 90 мм, а также
две ракеты класса "воздух-воздух" малой дальности (6 км) типа TY-90 с тепловым
самонаведением. В противотанковой конфигурации Z-9W имеет гиростабилизированный оптический прицел, установленный над кабиной.
Появившийся в 2005 г. ночной ударный вертолет Z-9WA отличается, прежде всего,
установленным внизу носовой части машины "шариком" - гиростабилизированной
оптико-электронной системой, разработанной Лаоянским центром оптико-электронных
технологий (EOTDC). Она включает телевизионный и инфракрасный каналы, что
обеспечивает применение вертолета днем и ночью. Установлены также новый
двигатель WZ8C ("Ариэль" 2С) мощностью 860 л.с,
новое оборудование связи и РЭБ. Приборная доска кабины дополнена двумя большими
многофункциональными индикаторами на рабочих местах пилотов и одним небольшим - в
центре.