АК1-3 - украинский двухместный вертолёт производства компании "ООО КБ Аэрокоптер", г. Полтава. Ранее назавался (ЗА-6 "Санька"). Вертолет представляет
собой легкое одномоторное воздушное судно с одним двигателем в классической
конфигурации с трехлопастным несущим винтом и двухлопастным хвостовым винтом.
Винт изготовлен из композитных материалов.
Вертолет АК1-3 – это легкий двухместный вертолет. В Украине он имеет сертификат
типа и используется пилотами, как в личных и коммерческих целях. В других
странах он соответствует одной из категорий – experimental, amateur build kit,
factory built kit и может применяться для личного или коммерческого
использования в соответствии с авиационными правилами страны использования.
Первый экспериментальный вертолет был поднят в небо 12 октября 2001 года. На
данном экземпляре вертолета был выполнен большой объем наземных и заводских
летных испытаний, что позволило совершенствовать элементы конструкции,
отработать технологические процессы изготовления узлов и деталей. Второй
вертолет АК1-3 был поднят в воздух в июле 2003 года.
В процессе эксплуатации выяснилось, что при интенсивных нагрузках, в условиях
жаркого климата, нужно изменить конструкцию и улучшить характеристики вертолета.
Была разработана программа модификации, изменены некоторые элементы конструкции,
проведены испытания. Во время летных испытаний АК1-3 особое внимание уделялось
проверкам в режиме висения, в этом режиме нет обдува воздушным потоком и
возникает самый нагруженный режим работы двигателя. В результате двухлетней
работы мы получили вертолет, который отлично показал себя даже в таких суровых
условиях, как Африка, где много пыли, песка и высокая температура. И сегодня в
Африке уже 20 вертолетов АК1-3.
Вертолет предназначен для выполнения различных видов авиационных работ, в т.ч.
авиапатрулирования линий электропередач, газо- и нефтепроводов, обучения
курсантов, деловых и любительских полетов. В Африке, например, вертолеты АК1-3
используют для обучения пилотов и полиции, но большинство АК1-3 было куплено для
частных полетов. Один вертолет даже имеется в собственности семьи Шейха Абу-Даби.
AK1-3 самый маневренный в своем классе. Маневренность и устойчивость – это
показатели которые конфликтуют друг с другом, однако нам удалось создать
вертолет, который одновременно устойчив и маневренен.
Система управления сконструирована таким образом, чтобы в процессе обучения у
пилота формировались правильные навыки, автоматизмы и мышечные стереотипы. Это
важно для безопасности полетов по двум причинам. Во-первых, пилот, который
обучался на вертолете АК1-3, легко сможет освоить управление более тяжелыми
вертолетами. И наоборот, если вы уже умеете летать на больших вертолетах, то
освоение АК1-3 займет считанные минуты. Во-вторых, в экстремальных ситуациях, у
пилота нет времени на обдумывание своих действий, он действует автоматически,
поэтому для безопасности полета важна мгновенная и правильная реакция.
Даже если ваш рост 2 метра, вам будет комфортно находится внутри. Кабина
оснащена системой обогрева и вентиляции с обдувом остекления. Доступно 3 вида
приборных панелей на выбор.
АК1-3 имеет композитные несущие лопасти с нелинейной круткой профиля. На снятие
и повторную установку трех лопастей требуется всего 15 минут. После этого не
требуется устранения несоконусности винта и его балансировки. На большинстве
других вертолетов вы обязаны приглашать сертифицированного техника для
выполнения балансировки. Кроме того, в несущей системе используется бесшарнирная
торсионная втулка. Каждый торсионный пакет имеет по 16 пластин, которые не могут
разрушиться одновременно – это дает повышенную безопасность в полете и простоту
в обслуживании.
Общая характеристика.
Вертолет АК1-3 выполнен по одновинтовой схеме и состоит из трубчатой фермы на
которой устанавливается кабина, изготовленная из композиционных материалов,
силовая установка, редуктор несущего винта и подкосная хвостовая балка с
оперением.
Кабина вертолета обеспечивает свободное размещение двух членов экипажа. Ширина
кабины на уровне плеч составляет 1200мм (у вертолета R-22 - 1055 мм). Большая
площадь остекления обеспечивает экипажу хороший обзор во всех направлениях.
Сиденья летчиков нерегулируемые, имеют поясные и плечевые ремни безопасности.
Пилотажно-навигационное оборудование вертолета позволяет выполнять полеты в
простых метеоусловиях днем по правилам визуальных полетов. По желанию заказчика
на вертолет может быть установлена система бортовой навигации GPS и система
бортовой регистрации параметров полета.
Несущий винт трехлопастной с упругим креплением лопастей. Лопасти выполнены из
композиционных материалов, имеют по радиусу нелинейную крутку и переменную
относительную толщину профиля.
Рулевой винт двухлопастной с одним общим горизонтальным шарниром. Лопасти
рулевого винта изготовлены из композиционных материалов.
На вертолете установлен поршневой двигатель жидкостного охлаждения EJ-25 "Subaru",
работающий на автомобильном бензине с октановым числом 95.
Мощность от двигателя через ременную передачу и обгонную муфту передается на
приводной вал главного редуктора.
Система управления механическая. Проводка управления в каналах общего и
циклического шага жесткая, в путевом канале – смешанная.
Вертолет оснащен системой обогрева и вентиляции кабины с обдувом остекления.
По обобщенным показателям вертолет АК1-3 не уступает лучшим образцам зарубежной
техники данного класса.
Эксплуатационный диапазон высот и скоростей полета вертолета ограничен
практическим потолком 3000 метров из условия отсутствия кислородного
оборудования.
При полетном весе 530кг (один пилот) вертолет имеет хорошие маневренные
характеристики на малых скоростях полета. Реализация хороших маневренных
характеристик обеспечивается малой нагрузкой на ометаемую площадь, высокой
энерговооруженностью, малыми моментами инерции, достаточным запасом управления,
что дает возможность его использования для полетов на спортивный пилотаж.