Самолет 302П - истребитель с необычной
силовой установкой, состоявшей из одного разгонного ЖРД и двух ПВРД, нормальный
свободнонесущий низкоплан по схеме. Под хвостовым оперением - ЖРД Л. С. Душкина
РД-1400 тягой до 1400 кг; под крылом - два ПВРД конструкции В. С. Зуева. В носу
фюзеляжа - две пушки ШВАК и две таких же - под кабиной летчика, а под крылом -
выдвижная подвеска для двух PC (РС-82 или РС-132) или двух ФАБ-125.
Таким был самолет по проекту 1940 г., задуманный как первый в
мире истребитель с составной реактивной группой. Его разрабатывала группа
инженера М. К. Тихонравова под общим руководством А. Г. Костикова - в то время
главного инженера РНИИ. Весной 1941 г. проект был доложен и утвержден на
техсовете института. После защиты проекта на комиссии ВВА А. Г. Костиков
направил проект в НКАП, где 17-18 июля 1942 г. он был утвержден на
комиссии: С. А. Христианович, А. В. Чесалов, С. Н. Шишкин, В. И. Поликовский и
др.
Во второй половине 1942 г. А. Г. Костиков ознакомил с проектом
К. Е. Ворошилова. В тот же день на приеме у Сталина проект "302" был утвержден,
а сам Костиков был назначен Главным конструктором ОКБ-55 и директором опытного
завода. Начальником ОКБ стал М. Р. Бисноват, заместителем - А. А. Андреев. Для
расчетов на прочность пригласили В. Д. Яровицкого, а аэродинамическими расчетами
ведал М. К. Тихонравов.
К весне 1943 г. выявилось отставание от графика с выпуском ПВРД
Зуева - они были закончены лишь в виде моделей в половину натуральной величины и
полных испытаний не проходили. ЖРД Душкина Д-1-А тягой 1100 кгс с дополнительной
камерой 450 кгс еще не был готов и только начал огневые испытания.
В виде планера ракетный перехватчик, получивший обозначение
"302П", в конце августа 1943 г. поступил на испытания в ЛИИ. Там он был
всесторонне изучен в нескольких десятках полетов на буксире за Ту-2 и Б-25. По
летной оценке С. Н. Анохина, самолет "302П" был исключительно устойчив и
управляем по всем осям, хорошо скользил, выполнял "бочки", был прост на посадке
после отцепки от буксировщика. М. Л. Галлай, бывший на "302П" в облете, называл
машину "эталоном". Подобную оценку давал второй летчик облета Б. Н. Кудрин и
ведущий инженер по испытаниям В. Н. Елагин. Установленная на испытаниях
посадочная скорость 115- 120 км/ч отвечала нормальному режиму посадки
перехватчика. Во время продувок в трубе Т-104 ЦАГИ было достигнуто
аэродинамическое качество К=15.
Конструкция самолета деревянная, крыло (профили RAF-34 15 % в
корне и NACA-230 8 % на концах) и оперение - с фанерной обшивкой, фюзеляж -
монокок. Выполнен был самолет очень чисто и был приятен в пилотировании. Шасси
убиралось гидросистемой.
Первый вариант силовой установки (ЖРД и 2ПВРД) предполагал
наибольшую скорость "302" - 900 км/ч, потолок - 9000 м и время его набора - 2
мин.
В 1944 году государственная
комиссия возглавляемая А.С.Яковлевым приняла решение отказаться от
производства самолета 302П. Однако работы над самолетом не пропали даром
- некоторые конструктивные решения фюзеляжа и аэродинамические тесты
использовал С.М.Алексеев при конструировании истребителей И-211 и И-215.