Успех знаменитого "ужаса Европы", немецкого пикировщика Ju-87 заинтересовал
югославов настолько, что еще перед войной они запроектировали свой двухмоторный
пикировщик Б-5, в котором решили оригинальным образом
обойти проблему потери сознания у пилотов из-за
перегрузок при выводе из пикирования. Они положили пилота на живот. Точнее -
собирались положить, новаторский пикировщик не успел сойти с чертежных досок до
того, как гитлеровские войска вторглись в Югославию (по другим
данным прототип все же был достроен, но не испытан).
После завершения Второй Мировой
войны к тематике решили вернуться. Проектирование нового
самолета поручили конструкторской группе No.9 из ГДВИ (Генерална
дирекција ваздухопловне индустрије, главное управление авиационной
промышленности) во главе с майором Драголюбом Бешлином
(Dragoljubom Bešlinom). Бешлин уже занимался проблемами конструирования
самолетов с высокими летными данными и имел репутацию очень изобретательного
конструктора. Кроме того именно он спроектировал
пикирующий бомбардировщик Б-5.
После войны группа Бешлина спроектировала два похожих самолета
- Икарус 232 "Пионир"
(поднялся в воздух в 1947 году) и Икарус 451 (построено два
прототипа).
Первый прототип Икарус 451 поднялся в воздух 22 сентября 1951 года.
Второй - 26 февраля 1952 года. Полностью цельнометаллический Икарус 451 был оснащен поршневыми моторами Walter
Minor 6/III, а летчик данной машины был способен без противоперегрузочного
костюма выдерживать положительную перегрузку 8-9g.
Несмотря на то, что самолет был чисто экспериментальной машиной,
его вооружили - в 1186 кг взлетного веса удалось вписать два 13-мм MG 131
и шесть пилонов под ракеты. Правда, про подвеску вооружений и полеты на
применение ракет мне ничего не известно.
В ходе испытаний выяснилось, что пилот сталкивается с рядом
проблем. При горизонтальном расположении
обескровливание мозга на выводе из пикирования не возникает, да - но дышать
совершенно невозможно, грудная клетка сдавлена наглухо. Да и шея пилота затекает
очень быстро при таком положении - полчаса полета и готово. На руки особенно
опираться нельзя, - ими самолетом управляют. Окончательный
приговор машине вынесли первые противоперегрузочные костюмы. Обжимая ноги и
животы летчиков они спасали от потери сознания даже и при больших перегрузках,
так что необходимость в подобной экзотике сошла на нет.
С другой стороны, самолет отличался небольшими размерами,
малой массой, отличной аэродинамикой и идеально подходил для установки ТРД Palas.
Переделка самолета Икарус 451 под реактивный двигатель началась зимой 1951 г. В
результате был построен новый самолет Икарус 451М (М - Млазни, реактивный). А в 1957 году
один прототип Икарус 451 был пущен на слом, а второй попал в Авиационный музей в
Белграде.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
451 |
Размах крыла, м |
6.70 |
Длина самолета, м |
4.66 |
Высота самолета, м |
2.32 |
Площадь крыла,м2 |
8.10 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
985 |
максимальная взлетная |
1107 |
Тип двигателя |
2 ПД
Walter
Minor 6/III |
Мощность, л.с. |
2 х
160 |
Максимальная скорость, км/ч |
335 |
Крейсерская скорость, км/ч |
275 |
Практическая дальность, км |
258 |
Практический потолок, м |
4750 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
два 13-мм пулемета MG 131 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2016
|