Группа майора
Бешлина проектировала и первый югославский легкий реактивный
истребитель-перехватчик со стреловидным крылом, Икарус 452М (другое обозначение
В-452-2). Самолет имел цельнометаллическую конструкцию и убираемое шасси с
носовой опорой. В конструкции впервые использовали специальный легкий
металлический сплав югославского производства, из которого была изготовлена
обшивка фюзеляжа.
Интересной особенностью самолета являлось двухкилевое
хвостовое оперение (очень редкое для самолетов югославской конструкции) с
килями, установленными на балках, связанных с крылом. Между собой кили были
соединены V-образным в плане стабилизатором, который средней частью опирался на
фюзеляж. Стреловидность крыла – 36º по передней кромке. Перед вторым этапом
испытаний планировалось оборудовать крыло предкрылками. Силовая установка
включала два ТРД Palas 056А, размещенных в фюзеляже друг над другом. Подвод
воздуха к нижнему двигателю осуществлялся через два воздухозаборника в корнях
крыла, к верхнему – через два небольших воздухозаборника на фюзеляже за кабиной
летчика. Поскольку самолет являлся лишь демонстратором технологических концепций
уменьшенного размера, то его вооружение было символичным – два 12,7-мм пулемета
Browning.
Об обладании Югославией "своим первым реактивным перехватчиком собственной
конструкции" объявили 30 апреля 1953 г., а 21 мая 1953 г. прототип осмотрел и
сам Тито. Согласно документации ВОЦ, в испытательном полете 24 июля 1953 г.
летчик Тугомир Пребег из-за отказа двигателя выполнил вынужденную посадку. При
посадке на кукурузное поле самолет получил тяжелые повреждения, летчику
проломило череп, но Пребег выжил. Комиссия установила, что двигатель прекратил
работу из-за отказа в системе подачи топлива.
Поскольку тяги двух двигателей не хватало, было решено установить третий ТРД
(проект В-452-3). Предполагалось также усилить вооружение, смонтировав 20-мм
пушку HS 404 и 12,7-мм пулемет. Работы по необычному трехдвигательному самолету,
однако, не вышли из стадии рабочих чертежей.
Двигатель Turbomeca Marbore II увеличенной тяги (400 кг) заново пробудил мечту
конструктора. Аэродинамическую схему В-452-4 сохранили прежней, но размеры
планера увеличили (примерно на 8%), усилили до двух 20-мм пушек вооружение.
Помимо использования в качестве перехватчика, самолет предназначался и для
оказания авиационной поддержки сухопутным войскам, для чего предусматривалась
установка двух держателей для НАР HVAR. Концептуально самолет являлся весьма
современным для своего времени, но армия решила поддержать другой амбициозный
проект – перехватчик Б-12.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
452M |
Размах крыла, м |
4.20 |
Длина самолета, м |
6.40 |
Высота самолета, м |
2.10 |
Площадь крыла,м2 |
11.20 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1220 |
максимальная взлетная |
1680 |
Тип двигателя |
1 ТРД Turbomeca Palace 056A |
Тяга, кН |
1 х 4.0 |
Максимальная скорость, км/ч |
786 |
Крейсерская скорость, км/ч |
624 |
Практическая дальность, км |
540 |
Практический потолок, м |
9800 |
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2016
|