Автором этого уникального летательного аппарата является русский эмигрант
Николай Жученко, который после Октябрьской революции переехал в Югославию и
занимался самостоятельными исследованиями в области авиации. В частности, его
интересовала возможность практического применения схемы с поворотными
двигателями, с помощью которых самолёт мог взлетать и садиться вертикально. Идея
Жученко была реализована в 1937 г., когда проект СВВП был рассмотрен югославской
комиссией из руководства ВВС. Начинание русского инженера было одобрено и в том
же году на базе 1-го Авиационного Технического Парка начали постройку масштабной
модели. Её строительство закончили довольно быстро - в июле 1937 г., и передали
в исследовательскую лабораторию, где специалисты дали удовлетворительное
заключение о постройке прототипа. Благодаря финансовой поддержки со стороны
военных и энтузиазму сотрудников конструкторского отдела первый опытный образец
самолёта, получившего название "Aerostatoplan", был завершен спустя два года.
Внешне эта машина выглядела оригинально. Особенно выделялись крылья, которые
могли поворачиваться вместе с винтами в зависимости от режима полета. В качестве
мотоустановки выбрали немецкий мотор Walter "Mikron" по 50 л.с., приводивший в
движение два больших трехлопастных винта. Для экономии веса шасси выполнили
неубираемым, а кабина пилота прикрывалась только козырьком. Масса пустого
самолёта составила 355 кг, полетная - 425 кг. Расчетная скорость приближалась к
200 км\ч. Потолок - до 5000 метров.
В процессе строительства неожиданно выяснилось, что средства, отпущенные на
реализацию проекта, закончились, а руководство ВВС не планировалось дальнейших
расходов на программу СВВП. Жученко пришлось вложить собственные деньги, чтобы
продолжить строительство готового на 90% самолёта.
В сентябре 1939 г. прототип "Aerostatoplan" доставили на аэродром Нови Сад.
Наземные испытания показали, что самолёт имеет недостаточную мощность
двигателей, а его необычная система передачи мощности от двигателя к пропеллерам
ещё не доработана. При попытке подняться в воздух машина дрожала и вибрировала,
но не оторвалась от земли ни на сантиметр. В конструкции "Aerostatoplan"
требовались серьезные доработки, но руководство ВВС уже потеряло к нему всякий
интерес. На первое место выдвинулись самолёты IK-3, "Orkan" и многие другие,
которые не имели оригинальных решений и их можно было в ближайшем времени
строить серийно. Дальнейшая судьба первого югославского СВВП неизвестна. После
поломки в апреле 1941 г. самолёт пропал, но, по всей видимости, он был уничтожен
самими югославами.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Aerostatoplan |
Размах крыла, м |
6.70 |
Длина самолета, м |
5.78 |
Высота самолета, м |
|
Площадь крыла,м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
355 |
максимальная взлетная |
425 |
Тип двигателя |
1 ПД
Walter Mikron |
Мощность, л.с. |
1 х
50 |
Максимальная скорость, км/ч |
200 |
Крейсерская скорость, км/ч |
|
Практическая дальность, км |
|
Практический потолок, м |
5000 |
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2004
|