В конце 70-х годов ВВС США, не вполне удовлетворенные имеющимся у них тяжелым штурмовиком А-10А (прежде всего - по критерию
"стоимость-эффективность"), вернулись к рассмотрению концепции легкого
противотанкового штурмовика. В мае 1978 года к такому самолету были выработаны
требования, акцент в которых делался на высокую маневренность,
взлетно-посадочные характеристики, небольшие размеры и простоту конструкции.
В 1985 году возглавляемая Рутаном фирма Scaled Composites начала
проектировать Модель 151 ARES (Agile Responsive Effective Support - маневренного самолета непосредственной
поддержки с малым временем реакции). Работа шла в инициативном порядке в надежде
добиться заказа после постройки опытного экземпляра. Самолет предназначался для
уничтожения наземных целей, борьбы с вертолетами, ДПЛА, патрулирования границ и
борьбы с наркобизнесом. В дальнейшем планировалось создание двухместного
варианта для использования в качестве передового авианаводчика, а также
учебно-тренировочного самолета.
ARES был спроектирован по схеме "утка", его планер почти полностью
выполнялся из композиционных материалов. Рутан, в очередной раз подтвердив
репутацию нестандартно мыслящего конструктора, использовал асимметричную
компоновку. С левой стороны фюзеляжа располагался воздухозаборник реактивного
двигателя, а с правой - встроенная 25-миллиметровая пушка. Это решение устраняло
опасность помпажа двигателя из-за попадания в воздухозаборник пороховых газов.
Максимальная взлетная масса самолета составляла 2767 кг, он развивал
максимальную скорость 763 км/ч. Легкий штурмовик мог брать бомбы малого калибра
и неуправляемые ракеты для поражения наземных целей. В состав вооружения могли
входить также две самонаводящиеся ракеты "воздух-воздух" ближнего боя с
инфракрасным наведением "Сайдуиндер" или четыре малогабаритных ракеты "Стингер".
Первый полет самолета состоялся 19 февраля 1990 года.
Во втором полете, состоявшимся в тот же день, вышла из строя основная гидросистема. Однако
аварийная система обеспечила выпуск шасси и самолет благополучно выполнил
посадку. В первых двух испытательных полетах была достигнута скорость 400 км/ч,
угол атаки 15° и перегрузка 2,5 g. В третьем полете, проведенном 26 февраля
специально для представителей прессы, самолет летал с выпущенными шасси.
Несмотря на
старания конструктора, ВВС довольно быстро "охладели" к легкому штурмовику. Их
не устраивало, во-первых, то, что упрощенный состав бортового радиоэлектронного
оборудования (БРЭО) не позволял применять высокоточное оружие. Во-вторых, малая
масса боевой нагрузки не давала возможности наносить массированные удары.
Американским военным также по душе была "дубина". Самолет Рутана остался в
единственном экземпляре, и работы по нему были прекращены.
Цена этого
самолета приблизительно равна 1
миллиону долларов. Самолет снимался в
художественном фильме "Железный Орел
-3", где "исполнял" роль
секретного немецкого истребителя Me.263.
Конструкция.
Самолет выполнен по схеме "утка" с крылом двойной
стреловидности. ПГО имеет обратную стреловидность. Вертикальное оперение
двухкилевое. Фюзеляж самолета смещен на 760 мм вправо относительно ДП планера.
В центральной части фюзеляжа расположен грузоотсек длиной 2,3 м, шириной 0,75
м и высотой 0,75 м, предназначенный для целевой нагрузки (в том числе для
аппаратуры фоторазведки). Доступ в грузоотсек осуществляется через открывающийся
люк с правой стороны фюзеляжа. Пространство отсека может быть использовано для
оборудования кабины второго члена экипажа.
Планер самолета более чем на 50% по массе выполнен из углепластика.
Поверхности управления и элементы конструкции вблизи пушки изготовлены из
кевлара.
Система управления самолетом - полностью механическая обратимая. В корневой
задней части крыла между балками и элеронами установлены большие тормозные щитки
с гидроприводом.
Шасси - трехопорное, с носовым колесом. Все стойки - одноколесные, уборка
шасси осуществляется за шесть секунд.
Силовая установка. Самолет оснащен одним ТРДД Пратт-Уитни JT15D-5 (2 х 1340
кгс) с электронной системой регулирования подачи топлива. Двигатель установлен
под углом относительно оси фюзеляжа, его выходное устройство искривлено для
выравнивая линия тяги.
Воздухозаборник расположен в верхней части по левому борту фюзеляжа, на
большом удалении от дульного среза пушки, что препятствует засасыванию в
двигатель пороховых газов.
Вооружение. Штурмовик оснащен встроенной пушкой Дженерал Электрик GAU-12U (25
мм, 220 снарядов), установленной с правой стороны фюзеляжа (принятая схема
должна устранить реакцию самолета по рысканию или опасность помпажа двигателя
при стрельбе). Кроме того, в состав вооружения могут входить две УР класса
"воздух-воздух" AIM-9L "Сайдуиндер" или четыре малогабаритных УР AIM-92 "Стингер". Возможна подвеска бомб малого калибра и НАР.