Перспективный тактический транспортный самолет АТТТ (Advanced Technology Tactical Transport) разрабатывался компанией Scaled Composites (конструктор Albert "Burt" Rutan).
Оба опытных
самолета, разработанных по проекту ATTT
имели три несущие поверхности: два тандемных крыла и стабилизатор (в проекте
Model 133 - крестообразный , в модели
Model 133b - П-образный). По непонятным
причинам в интернете, в частности, на сайте компании-разработчика Scaled
Composites, Inc. более распространена информация о второй, меньшей по размерам
модели Model 133b (в Wikipedia No.133-4.62). А фото первой модели 133 больше
напоминают коллажи. Но, ссылаясь на Питера Бауэрса (Peter M. Bowers),
начну с первой модели, которая взлетела в декабре 1987 г. -через год после
заключения контракта с Управлением планирования НИОКР Министерства обороны США.
К моменту разработки ATTT в Scaled Composites, Inc. у Рутана был успешный опыт
постройки рекордного самолета Voyager Model 74 на его первом предприятии RAF.
Некоторые удачные решения "Путешественника" были использованы и в проекте
тактического транспортного самолета для выполнения специальных операций. В
частности, тандемные консоли большого удлинения соединяли в единое целое
удлиненные мотогондолы, что позволило облегчить конструкцию крыла, повысить его
жесткость на кручение и обеспечить достаточный объем для топлива. Чтобы
обеспечить короткие взлет и посадку, оба крыла были оборудованы двухсекционными
закрылками и элероном. В конструкции крыльев использовались четыре разных
профиля. Заднее крыло большего размаха имело небольшой отрицательный угол
поперечного V, переднее - положительный.
Такая компоновка более похожа на компоновку Voyager, чем Quickie или AMSOIL
Biplane Racer. Она оправдала себя. На испытаниях модели 133 на взлете были
достигнуты Су = 3,35 и Kmax ~ 20. На крейсерском режиме все три несущие
поверхности (два крыла и стабилизатор) создавали подъемную силу. Несмотря на
большую мощность турбовинтовых двигателей, боевой радиус действия составлял 2200
км. Для второй половины 80-х годов было необычным, что 70% планера
были изготовлены из композиционных материалов.
Вторая модель No.133b (133-4.62) отличалась от первой размерами (62% масштаба,
откуда и цифра в обозначении), применением П-об-разного оперения для удобства
погрузки-загрузки через кормовой люк, которая оказалась неудобна при
первоначальном оперении. Меньшие взлетная масса и размеры позволили обойтись
менее мощными двигателями PT6A-135A. К сожалению, полных данных о
летно-технических характеристиках для сравнения самолетов не опубликовано.
Известно, что на второй модели были применены закрылки Фаулера, занимавшие 43%
хорды крыла. Судя по всему, уменьшение энерговооруженности повлекло уменьшение
максимальной и крейсерской скоростей. Как масштабирование сказалось на
дальности, сказать сложно, так как нет точных данных.
Компания Scaled Composites, Inc. гордится тем, что выполнила программу
разработки, постройки и испытаний двух самолетов всего за 3 млн. долларов.
Действительно немного для таких проектов. Сегодня модель 133b (133-4.62)
хранится в Air Force Flight Test Center Museum.
Интересно, что проект российского самолета Су-80 на первых стадиях разработки
имел два тандемных крыла и по компоновке напоминал ATTT 133-4.62. Однако к
производству готовили уже самолет более нормальной схемы, если не считать
соединения удлиненных мотогондол с балками оперения короткими горизонтальными
поверхностями.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
ATTT |
Размах крыла, м |
|
переднего |
11.48 |
заднего |
16.21 |
Длина, м |
13.67 |
Высота, м |
4.29 |
Площадь крыла, м2 |
|
переднего |
10.97 |
заднего |
16.67 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
максимальная взлетная |
5216 |
Тип двигателя |
2 ТВД Pratt Whitney Canada PT6A-135A |
Мощность, л.с. |
2 х
750 |
Максимальная скорость , км/ч |
315 |
Радиус действия, км |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
|
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2018
|