Первым успешно летавшим
аппаратом вертикального взлета и посадки с реактивной силовой установкой
стал аппарат Model 65 ATV (Air Test Vehicle)
фирмы Bell, созданный в 1954 году. Это
чисто экспериментальный аппарат, построенный для
исследования некоторых вопросов возникших в процессе
проектирования реактивного истребителя
и собранный из имевшихся в наличии агрегатов.
Металлический фюзеляж и вертикальное оперение были заимствованы у
планера Schweizer 1023, крыло -
у легкомоторного самолета Cessna Model
140А, а шасси у вертолета Bell Model 47. Силовая установка аппарата
состояла из двух реактивных двигателей Fairchild
J-44 тягой 4.54 кН каждый.
Реактивные двигатели, располагавшиеся по бортам фюзеляжа, могли
поворачиваться на 90 градусов вниз, создавая, таким образом, подъемную
силу и тягу для горизонтального полета. Управление на режиме висения при
малых скоростях полета обеспечивалось с помощью воздушных сопел в
законцовках крыла и оперения, для питания которых использовался
турбокомпрессор. Самолет был
готов в декабре 1953 года. Первый полет с зависанием в воздухе состоялся
в январе 1954 года. Первый свободный полет
аппарата состоялся 16 ноября 1954 года. В феврале
этого же года из-за аварии в двигателе самолет загорелся и потерпел
аварию. После реконструкции испытания продолжались до 1955 года.
Тяга реактивных двигателей
едва превышала взлетную массу аппарата, но для горизонтального
полета была чрезмерной. Летчику было трудно задросселировать двигатель в
достаточной степени для того, чтобы не превысить ограничений по
максимальной скорости горизонтального полета. По результатам испытаний
фирма Bell отказалась от дальнейшего исследования аппаратов ВВП этой
схемы и стала больше интересоваться другими аппаратами.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
ATV |
Размах крыльев, м |
7.93 |
Длина, м |
6.31 |
Высота, м |
2.35 |
Площадь крыла, м2 |
11.50 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
640 |
максимальная взлетная |
908 |
Тип двигателя |
2 ТРД Fairchild J44 |
Тяга, кН |
2 х 4.45 |
Максимальная скорость , км/ч |
265 |
Практический потолок, м |
3200 |
Экипаж |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2008
|