В сентябре 1958 г. британская фирма Fairey выступила с предложением создать экспериментальный
самолет (на базе самолета F.D.2) с целью исследования крыла новой формы, которое использовано в
проекте пассажирского сверхзвукового самолета, разработанном ранее фирмой
Hawker Siddeley. Однако лишь в июле 1960 г. программа была конкретизирована. Разработка и строительство
прототипа были поручены фирме Bristol aircraft, входящей в корпорацию ВАС. Фирма
представила два варианта модификации самолета F.D.2, в первом из них предусматривалась
лишь замена треугольного крыла оживальным,
а во втором предполагалось также увеличить
длину фюзеляжа и изменить конструкцию шасси. Для реализации был принят второй вариант,
обозначенный предварительно Bristol Т.221. Конструкторские работы были развернуты в апреле 1961 г. Им предшествовал повторный облет
(5 сентября 1960г.) уже законсервированного первого опытного образца самолета
F.D.2. Реконструкция планера была завершена
в июле 1963 г., а облет нового самолета состоялся
1 мая 1964 г. Результаты проведенных исследований при малых, околозвуковых и сверхзвуковых скоростях полета впоследствии
были использованы в проекте самолета Concorde.
ВАС.221 представляет собой построенный по схеме
"бесхвостка" среднеплан, оживальное крыло
которого имеет минимальную стреловидность передней кромки 65
и относительную толщину 4,5%. В дополнение
к большей относительной толщине крыла и изменению формы передней кромки задней
кромке крыла придана небольшая положительная
стреловидность, а размах крыла уменьшен, что
привело к уменьшению удлинения до значения
1,28 Конструкция крыла - многолонжеронная
с применением монолитных панелей. За счет вставки новой секции перед двигателем фюзеляж удлинен
на 1,83 м. Кабина оснащена модифицированным катапультируемым
сиденьем Mk3 фирмы Martin-Backer с ракетным ускорителем. Угол наклона кресла вперед на режимах взлета и посадки уменьшен до
8°. Существенной реконструкции подверглось
и шасси. В передней стойке использованы реконструированная опора с самолета
Gannet и спаренные колеса с самолета F.D 2. В качестве главных
стоек шасси использованы соответствующие узлы с самолета
Lightning. Передняя стойка убирается назад, главные - вперед при одновременном повороте колес (давление в пневматиках 1,24 МПа) на 90 и
полном убирании их в консоли крыла. Управление
самолетом ВАС 221 осуществляется аналогично
управлению самолетом FD.2, те с помощью элеронов (расположенных в концевых
частях крыла), рулей высоты (в прифюзеляжных
частях) и руля направления. Управление всеми
рулями осуществляется с помощью необратимых гидроусилителей, причем сервоприводы
элеронов расположены за контуром профиля,
в специальных подкрыльных обтекателях. В системе управления элеронами и рулем направления использован механизм, обеспечивающий начальную установку их положения. В нейтральной позиции ручки управления элероны остаются отклоненными на угол 2 вверх. Передаточное число между углами отклонения ручки
и элеронов (а также руля высоты) составляет
2:1. Во время посадки возможно отклонение рулей высоты на угол 13° вверх или 8,5 вниз,
элеронов соответственно на 10 и 11°, а руля направления на 15. Самолет оснащен четырехсекционными
тормозными щитками и парашютом.
На самолете использован турбореактивный двигатель
Avon RA.28R фирмы Rolls-Royce с тягой на форсаже 49,03 кН, который получен путем оснащения форсажной камерой двигателя RA.28 тягой 44,48
кН. Изменение формы крыла потребовало реконструкции воздухозаборников
и воздушного канала. Были применены два подкрыльных, полуэллиптических нерегулируемых
воздухозаборника. Топливо размещено в крыльевых кессон-баках и в одном фюзеляжном баке,
расположенном за нишей передней стойки шасси.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
BAC.221 |
Размах крыла, м |
7.62 |
Длина, м |
17.56 |
Высота, м |
3.57 |
Площадь крыла, м2 |
45.52 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
7458 |
нормальная взлетная |
8400 |
максимальная взлетная |
9063 |
Тип двигателя |
1 ТРД Rolls-Royce Avon RA.28R |
Тяга форсированная, кН |
1 х 49.03 |
Максимальная скорость , км/ч |
1700 |
Практическая дальность, км |
650 |
Практический потолок, м |
18000 |
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|