В 2018 году произошел небольшой отраслевой фурор, когда на аэродроме в Викторвилле штата Калифорния был замечен загадочный футуристично выглядящий самолет,
не похожий ни на один известный прототип. Никто не знал, что это такое, и самое странное - вокруг не было военных, то есть эта секретная машина обслуживалась и
испытывалась гражданскими специалистами.
После появления первых фотографий пользователи авиационных форумов провели целое расследование. По регистрационному номеру на киле прототипа было установлено
название компании-разработчика: ей оказалась таинственная Otto Aviation Group LLC, у которой нет какого-либо послужного списка и о которой никто никогда не
слышал. Один из ее основателей - физик Уильям Отто (William Otto), работавший в "Рокуэлл Интернешнл" над стратегическим бомбардировщиком B-1. Далее, был найден патент на
летательный аппарат, идентичный замеченному самолету, и все стало гораздо интереснее.
Celera 500L имеет похожий на пулю фюзеляж, имеющий превосходные аэродинамические свойства. Форма обтекаемого, похожего на пулю Celera 500L позволяет
создать ламинарный поток позади самолета и снизить аэродинамическое сопротивление на 59% по отношению к сравнимому по размерам традиционному самолету.
В качестве силовой установки используется 12-цилиндровый авиационный дизель с многоступенчатым турбонаддувом RED A03, имеющий мощность
550 л.с. и лучшую в классе энергоэффективность.. Мотор приводит в движение пятилопастной толкающий винт с изменяемым шагом и саблевидными
лопастями. Ранее предполагалось, что в перспективе на этот самолет могут быть установлены экспериментальные двигатели на альтернативных источниках энергии -
электрические или водородные.
На Celera 500L Использовано очень узкое крыло большого удлинения с минимальной стреловидностью по передней кромкой и поднятыми
законцовками. Оперение включает эллиптический стабилизатор, а также киль и гребень со спрямленными кромками.
Еще одной интересной особенностью машины является описанная в патенте конструкция закрылков из нескольких плоскостей, что дает возможность в широком
диапазоне изменять геометрию крыла, а соответственно и его аэродинамические характеристики. При взлете с короткой полосы маленького аэродрома можно создать
большую подъемную силу, но при этом позднее на высоком эшелоне полностью убрать механизацию, чтобы уменьшить потери от лобового сопротивления и обтекания
избыточной площади воздухом. Неизвестно, воплощена ли эта технология в существующем прототипе, однако в малой авиации такое решение до сих пор не применялось.
Новая волна интереса к странному самолету поднялась в мае 2019 года, когда были опубликованы фотографии Celera 500L во время скоростного руления по аэродрому.
На этом этапе испытаний проверяется поведение воздушного судно в различных режимах на земле. За то время, что прошло с его первого появления на публике, самолет
обзавелся законцовками крыла и двумя массивными воздухозаборниками с элементами, похожими на перепускное устройство в задней их части. Такая конструкция
позволяет предположить использование так называемого Эффекта Мередита для повышения летных качеств - проходя через радиаторы двигателя воздух нагревается и
создает небольшую тягу, которая компенсирует лобовое сопротивление, создаваемое системой охлаждения.
Первый полет Celera 500L состоялся в ноябре 2019 года, а к концу августа 2020 проведен уже 31 тестовый полет, после чего компания сообщила, что машина прошла
летные испытания.. Инженеры компании не без оснований считают, что созданный
ими самолет - "лучшее, что случилось в авиации и индустрии путешествий за последние 50 лет". Судите сами: расход топлива у экспериментального самолета от 13 до 9 литров на 100 км полета, примерно как у минивэна Honda Odyssey и на порядок меньше, чем у
сопоставимых бизнес-джетов. Плюс относительно простой поршневой двигатель Red A03. Все это снижает расходы на эксплуатацию с $2100 до $328 на час полета.
Кроме использования в качестве бизнес-джета на шестерых пассажиров, которые размещаются в комфортабельной кабине, позволяющей при желании выпрямится в полный
рост (высота 188 см, длина около 5 м и общий объем 12,7 куб.м), рассматриваются варианты применения Celera 500L в качестве авиатакси,
малого грузового самолета и беспилотника. Возможно и военное использование. Существует также проект аппарата Celera 1000L, на 20% крупней младшей версии.
Celera 500L покрывает 8300 км, то есть вдвое больше, чем популярный
реактивный самолет Citation CJ3+. То есть от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса он пролетит, израсходовав всего половину бака. Скорость, кстати, почти как у CJ3+: 740
км/ч.
Выдающаяся экономия топлива позволяет на 30% снизить эмиссию, а показатель планирования составляет 22 к 1, то есть самолет может парить на протяжении 200 км с
высоты 10 км при выключенном двигателе.
Все эти достижения оказались возможны благодаря необычной форме фюзеляжа, похожей на пулю с небольшими узкими крыльями и поднятыми законцовками. Он обеспечивает
на 59% меньше сопротивления. Минус такой конструкции - ее невозможно масштабировать до полноразмерного лайнера - соотношение длины и ширины нельзя нарушать.
По словам основателя компании Уильяма Отто, такой самолет смогут зафрахтовать частные лица и семьи по ценам, приближенным к стоимости авиабилетов на
пассажирские рейсы, но с преимуществами частных самолетов. Otto Aviation планирует пройти к 2023 году сертификацию FAA, а к 2025 году наладить производство для
начала поставок самолетов покупателям.
В первом летном образце иллюминаторы есть только в кабине пилотов и в боковой двери, но в финальной версии они будут и в средней части фюзеляжа, где будут
располагаться шесть пассажиров, рассаженных в два ряда. Помимо пассажирской версии компания также планирует создать две грузовые, способные вмещать авиационные
грузовые контейнеры класса D. Одна из них будет выполнена на базе обычной версии Celera 500L, а вторая, Celera 1000L, получит на 20 процентов больший по объему
фюзеляж.