В первой половине 1980-х годов прошлого века американская армия запустила программу Advanced Composite Airframe Program (ACAP)
- программа создания летательных аппаратов из современных композиционных материалов. Военным хотелось получить машины с меньшим собственным весом
(примерно на четверть) и как следствие с большей грузоподъемностью), а так же более дешевые в производстве
и
ремонта и еще - лучше защищающие экипаж и десант при аварийных посадках. К участию были приглашены компании Sikorsky (с проектом S-75)
и Bell с D-292 ACAP, созданном на базе гражданского Bell 222.
D-292 ACAP был оснащен двумя турбовальными двигатели Avco Lycoming
LTS 101-750C-1 мощностью 684 л.с. (510 кВт). От предшественника вертолету досталась трансмиссия,
двухлопастный несущий и хвостовой винты, хвостовая балка, вертикальный киль и винтовой пилон.
Фюзеляж был изготовлен из смеси стеклопластика (GRP), кевлара и графита.
По программе ACAP компанией Bell было изготовлено три прототипа вертолета D-292: один для полетов
(FTV - flight test venicle), один для наземных испытаний (TPA - tool-proofing article). Первый полет прототипа (серийный
номер 85-24371) состоялся 30 сентября 1985 года. В 1986 году второй экземпляр был использован в совместной программе Boeing
и ВВС США по защите электродного оборудования вертолетов от атмосферных разрядов. Это испытания был весьма зрелищным
- вертолет "лупили" искусственными молниями (с силой тока в 200 кА
и напряжением в 1.6 МВ) на специальном
стенде компании Boeing. Третий
построенный аппарат был назначен "смертником". Его, собственно, сразу изготавливали "полумакетом" - специально для испытаний на падение с разрушением
("краштест"). Машину начинили манекенами, имитирующими экипаж и
десантников, после чего подняли на тросе и сбросили, на предмет исследования разрушений композитного фюзеляжа. Все прошло неплохо, но из-за проблем с
финансированием цельнокомпозитных вертолетов к концу истории уже не планировалось, и просто нарабатывали информацию для расширения использования неметаллических
материалов. В ходе испытаний прототип показал вполне пристойные результаты,
так же удалось снизить вес примерно примерно на 22%, при этом затраты на сборку уменьшились на 17%. Но в
конце 1980-х компания Bell стала
испытывать проблемы с финансированием и в результате испытания прекратили в 1988 году. Победителем была признана компания Sikorsky,
но и их дальнейшее развитие проекта (LHX он же RAH-66A) в серию не пошел.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
D-292 |
Диаметр несущего винта, м |
12.80 |
Длина, м |
12.32 |
Высота, м |
3.40 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2615 |
нормальная взлетная |
3395 |
Тип двигателя |
2 ПД ТВД Avco Lycoming
LTS 101-750C-1 |
Мощность, кВт |
2 х 510 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
Практическая дальность, км |
|
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
2-4 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2015
|