Уже в 1945 г. фирма Douglas начала заниматься исследованием явлений, присущих
сверхзвуковым скоростям полета. На
первом этапе совместно с NACA был
спроектирован и изготовлен опытный
самолет D-558-I Skystreak. Это был типичный для
того времени среднеплан с прямым крылом
ламинарного профиля с относительной
толщиной 10%. Самолет был предназначен
для исследования и измерения
аэродинамических нагрузок, действующих
на самолет при околозвуковом полете,
поскольку измерение таких нагрузок в
аэродинамической трубе оказалось в то
время еще невозможным. 25.08.1947 г. на
самолете D-558-I был установлен абсолютный
рекорд скорости полета 1047,5 км/ч. На
втором этапе исследований по заказу
военно-морской авиации США был
изготовлен самолет модификации D-558-II
Skyrocket. Он предназначался для
исследования стреловидного крыла при
сверхзвуковых скоростях и прежде всего
для определения предельного числа Маха,
до которого возможно применение обычных,
дозвуковых профилей.
Облет первого из трех опытных образцов
самолета был осуществлен 4 февраля 1948 г.
В этом же году были начаты летные
исследования, которые на начальном
этапе включали определение
устойчивости и управляемости самолета
при околозвуковых скоростях без
использования двигательной установки.
На следующем этапе исследований
проводились полеты в более широком
диапазоне чисел Маха. Во время их
проведения были собраны ценные
аэродинамические данные,
характеризующие, в частности,
сопротивление самолета, максимальную
подъемную силу, критические режимы по
скорости и углам атаки, -изменение
устойчивости и управляемости. Были
также получены сведения о распределении
давления по поверхности самолета,
усилиях в системе управления,
распределении напряжений в конструкции,
температуре обшивки, а также скорости,
при которых наступает бафтинг оперения.
На заключительном этапе работ один из
самолетов был реконструирован для
исследований влияния наружных подвесок
(бомб, топливных баков и т.п.) при
сверхзвуковом полете.
В процессе проведенных исследований
были зарегистрированы следующие
максимальные скорости и высоты полетов:
в мае 1949 г. была достигнута скорость 1170
км/ч (М = 1,05) на высоте 7600 м; в августе 1951 г.
была достигнута высота 20800 м и скорость
1980 км/ч (М = 1,875); в августе 1953 г. - высота
25386, а в октябре — скорость 2040 км/ч (М = 1,96).
Самолет D-558-II был первым пилотируемым
летательным аппаратом, на котором 21.11.1953 г. была в два раза
превзойдена скорость звука (М = 2,01, 2120 км/ч). Полученные результаты
являются тем более интересными, что самолет "Скайрокет" со
своим дозвуковым крылом (угол
стреловидности 35°) проектировался на
максимальную скорость, соответствующую
М = 1,4.
"Скайрокет" представляет собой
среднеплан со стреловидным крылом.
имеющим отрицательное поперечное V. В
конструкции крыла использованы обычные
дозвуковые профили с закругленным
носком и относительной толщиной 10%. Угол
стреловидности (по линии фокусов)
составляет 3'5°, а удлинение крыла
выбрано равным 3,57. Крыло снабжено
автоматическими предкрылками и
обычными элеронами с весовой
балансировкой. Фюзеляж самолета полумонококовой конструкции,
выполненный из сплавов алюминия, имеет
диаметр 1525 мм в миделевом сечении.
Горизонтальное и вертикальное оперение
самолета стреловидное, классической
схемы, с рулями высоты и направления. В
передней части фюзеляжа размещена
герметическая кабина пилота, которая в
аварийных ситуациях отделяется от
самолета (вместе с носовой частью
фюзеляжа). В целях уменьшения
сопротивления фонарь кабины на первом
летном образце самолета вписывался в
контур фюзеляжа. Однако при этом
видимость из кабины оказалась
недостаточной, вследствие чего фонарь
был реконструирован в обычный (типовой),
состоящий из выступающего козырька и
обтекателя. Обшивка фюзеляжа выполнена
преимущественно из магниевых сплавов.
Трехопорное (трехстоечное) шасси
убирается в бючеляж
В целях измерения характеристик полета
и состояния конструкции самолет был
оснащен измерительным оборудованием
общей массой 2830 кг. Кроме того,
использовались специальные манометры,
измеряющие давление в 400 точках
поверхности крыла и оперения, а также 904
тензодатчика для измерения сил в
системе управления и напряжений в
элементах планера. Результаты измерений
и показания приборов автоматически
регистрировались осциллографом и пятью
кинокамерами.
На самолете используется
комбинированная двигательная установка,
состоящая из турбореактивного
двигателя J-34 (W24C) фирмы Westinghouse со
статической тягой 13,34 кН и жидкостного
ракетного двигателя 6000С фирмы Reaction Motors с
четырьмя камерами сгорания тягой 6,67 кН
каждая (полная тяга 26,67 кН примерно
постоянна на всех высотах).
Турбореактивный двигатель обеспечивает
взлет, полет в области околозвуковых
скоростей и посадку, а ракетный
двигатель предназначается
исключительно для увеличения тяги при
проведении исследований в области
сверхзвуковых скоростей в течение
нескольких минут. Для достижения
рекордных скоростей полета в 1951 г. на
одном из этих самолетов вместо ТРД был
установлен топливный бак, позволивший в
два раза увеличить время работы
жидкостного ракетного двигателя.
Турбореактивный двигатель
располагается в средней части фюзеляжа,
а ракетный-в хвостовой. Боковые
воздухозаборники установлены в нижней
передней части фюзеляжа, а два выхлопных
сопла-в его нижней части, за задней
кромкой крыла. При полете на ТРД сопла
ракетного двигателя закрываются
специальным конусообразным обтекателем,
представляющим собой хвостовую часть
фюзеляжа. Взлет самолета осуществляется
с помощью двух стартовых
твердотопливных ускорителей,
установленных по бокам фюзеляжа и
сбрасываемых после сгорания топлива.
Для полета на высоте около 10 500 м в
качестве носителя использовался
тяжелый бомбардировщик В-29.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
D-558-II |
Размах крыла, м |
7.62 |
Длина, м |
13.80 |
Высота, м |
3.50 |
Площадь крыла, м2 |
16.26 |
Угол стреловидности крыла, град |
35 |
пустого самолета |
|
максимальная взлетная |
9000 |
Тип двигателя |
1 ТРД Westinghouse J34-WE-22 |
Тяга нефорсированная, кН |
1 х 13.34 |
Максимальная скорость , км/ч |
2120 |
Практический потолок, м |
25386 |
Экипаж |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2012
|