В 1966 г. ОКБ А.И.Микояна приступило к разработке проекта двухместного многоцелевого самолета Е-155М с крылом
изменяемой геометрии и двумя турбореактивными двигателями РД36-41М
конструкции ОКБ-36 МАП (главный конструктор П.А.Колесов). Основой для него
стал проект перехватчика Е-158 (1965 г.), являвшегося развитием Е-155П
(МиГ-25П) с крылом изменяемой геометрии и двигателями РД-19М. В
соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 24 мая 1968 г.
Е-155М создавался в трех основных вариантах: истребителя-перехватчика
Е-155МП в составе авиационных всевысотного комплекса перехвата
воздушных целей С-155М, фронтового разведчика-бомбардировщика Е-155МФ и
самолета-разведчика Е-155МР.
Основу системы управления вооружением перехватчика Е-155МП впервые в мире
должны была составить РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР) "Заслон",
которая могла обеспечить обнаружение воздушных целей всех типов на
значительных дальностях во всем диапазоне высот и скоростей полета, в т.ч.
маловысотных целей, совершающих полет на фоне земли. Пространственное
сканирование луча в этой РЛС осуществлялось электронным способом, что
позволило обеспечить обзор широкого телесного угла и отказаться от
механических приводов антенны с их малым быстродействием, решить проблему
сопровождения и атаки большого количества целей без ограничений по углам.
Аванпроект Е-155МП (518-21) был подготовлен в 1968 г. Постановлением
предусматривался срок предъявления самолета на государственные совместные
испытания в 4-м квартале 1971 г., однако дальнейшие исследования по теме
выявили необходимость пересмотра схемы самолета: при существующей
компоновке скороподъемность и практический потолок перехватчика
оказывались ниже заданных, а его конструкция - перетяжеленной. В 1969 г.
началась разработка модифицированного проекта Е-155МП (изд.518-22). В 1971
г. для него была окончательно утверждена схема с фиксированным
трапециевидным крылом, конформной подвеской ракет К-33 под фюзеляжем и
двухместной кабиной экипажа (летчик и оператор) по схеме "тандем". В
качестве силовой установки были выбраны двигатели Д-30Ф-6 конструкции
Пермского МКБ (главный конструктор П.А.Соловьев).
Одним из новых требований, предъявленных к перехватчику, стала возможность
ведения полуавтономных боевых действий в условиях отсутствия сплошного
радиолокационного поля ПВО на крайнем Севере и Дальнем Востоке страны.
Учет новых требований привел в 1972 г. к разработке эскизного проекта
истребителя-перехватчика Е-155МП (изд.83).
Постройка первого опытного экземпляра самолета Е-155МП (изд.83/1, бортовой
N831) была завершена опытным производством ММЗ им. А.И.Микояна к 1975 г.
Машина уже оснащалась штатными двигателями Д-30Ф-6. Первоначально на
самолете было установлено крыло от МиГ-25РБ (без отклоняемыз носков, с
острой передней кромкой и без наплывов), замененное в ходе испытаний новым
крылом с корневыми наплывами, отклоняемыми носками, зависающими элеронами
и закрылками. Дифференциальный стабилизатор со стреловидной осью вращения
имел "нож" по задней кромке, отогнутый вверх на 5 град. Подфюзеляжные
гребни имели увеличенную на 1.2 м2 (по сравнению с МиГ-25) площадь.
Тормозные щитки - створки основных опор шасси, выполненных по оригинальной
двухколесной тележечной схеме, отклонялись в плоскости, находящейся под
углом 40 град. к плоскости симметрии самолета.
Крыльевые баки к топливной системе не подключались.
На самолете установлен комплекс навигации "Полет-1И" и система
автоматического управления САУ-155УП. Вместо штатных РЛС "Заслон" и
теплопеленгатора стояли их габаритно-весовые макеты. В обеих кабинах
устанавливались катапультные кресла КМ-1М.
Первый вылет на самолете N831 выполнил 16 сентября 1975 г.
летчик-испытатель А.В.Федотов. Весной 1976 г. на самолете вылетели все
летчики ММЗ им. А.И.Микояна (Б.А.Орлов, А.Г.Фастовец, П.М.Остапенко,
В.Е.Меницкий). Первым штурманом-оператором был назначен В.С.Зайцев.
Постройка второго экземпляра Е-155МП (изд.83/2, бортовой N832) на ММЗ им.
А.И.Микояна завершилась в начале 1976 г. В отличие от первого прототипа
самолет N832 уже оснащался полным комплектом оборудования, в частности РЛС
"Заслон" и теплопеленгатором. На нем были также применены подфюзеляжные
гребни меньшей площади. Первый вылет выполнил 22 апреля 1976 г.,
А.В.Федотов. Самолеты N831 и 832 принимали участие в этапе А Совместных
государственных испытаний.