В начале 30-х годов сотрудник Всесоюзного электротехнического института А. Г.
Иосифьян, инженер-электрик по специальности, увлёкся идеей создания привязного
вертолёта с электродвигателями.
В течение 1933 – 1935 гг. он работал над моделью двухвинтового вертолёта соосной
схемы. Два трёхлопастных винта диаметром 1,8 м с креплением лопастей к втулке с
помощью горизонтальных шарниров вращались в противоположные стороны. Винты
приводились во вращение специальным трёхфазным асинхронным электродвигателем
мощностью 0,52 кВт, получавшим питание от обычной электросети напряжением 220 В
через гибкий кабель.
Один винт вращался вместе с ротором двигателя, другой – вместе со статором.
Полная масса модели была 28 кг (включая массу двигателя 11 кг).
Построенная модель была всесторонне испытана; в процессе этих испытаний меняли
угол установки лопастей и измеряли развиваемую подъёмную силу. Больше всего
затруднений доставила вибрация всей установки вследствие недостаточной
балансировки статорной и роторной обмоток двигателя. Был отработан метод
крепления модели в трёх точках.
В результате испытаний была намечена разработка электродвигателей мощностью 25 –
30 кВт, рассчитанных на более высокое напряжение в питающей сети.
В начале 1937 г. была закончена постройка модели привязного электровертолёта
новой схемы.
Модель имела трёхлопастной несущий винт, приводимый во вращение тягой небольших
тянущих винтов, размещённых вместе с электродвигателями на конце каждой лопасти.
Основные параметры модели:
-
Диаметр несущего винта – 11 м;
-
Число лопастей – 3;
-
Диаметр тянущих винтов – 0,4 м;
-
Частота вращения тянущих винтов – 9000 об/мин;
-
Мощность каждого электродвигателя – 8 кВт;
-
Частота вращения несущего винта – примерно 75 об/мин;
-
Полная масса модели (с человеком) – 320 кг;
-
Масса каждого двигателя – 8,3 кг.
Лопасти несущего винта крепились к втулке через горизонтальные, вертикальные и
осевые шарниры.
В целях управления и стабилизации модели в системе управления был установлен
автомат перекоса, позволявший производить изменения циклического и общего шага
лопастей несущего винта.
Модель испытывалась в мае – июне 1937 г. При частоте вращения несущего винта 40
– 45 об/мин установка работала нормально. При повышении оборотов до 70 – 75
об/мин начиналась вибрация втулки, сопровождавшаяся резким дёрганием ручки
управления.
Так как модель в процессе постройки была значительно перетяжелена (примерно на
120 кг), приходилось при её испытании сильно перегружать двигатели (почти на
50%), что не давало возможности работать более 5 – 10 мин из-за их перегрева.
В процессе испытаний модель поднималась на небольшую высоту (до 1 м). При
посадке во время одного из таких испытаний модель сломалась и намечавшаяся
широкая программа дополнительных испытаний модели не была осуществлена.