Во времена, когда создание самолетов с оснащенными герметизацией
цельнометаллическими монококовыми фюзеляжами не было распространенной практикой,
высотные кабины по всему миру создавались одним способом: в существующие корпуса
экспериментальных машин встраивались своего рода «подводные лодки». Как правило,
они представляли собой сферическую или цилиндрическую камеру (конечно же с
полусферическим днищем), оснащенную небольшими иллюминаторами с толстыми
линзами. Люки были тщательно загерметизированы резьбовыми соединениями, а
соответствующий компрессор (вне камеры) подавал сжатый воздух для поддержания
избыточного давления. По обыкновению кабина оборудовалась простыми системами
контроля влажности воздуха, температуры и содержания углекислого газа.
Проблемами данных высотных кабин были плохой обзор, неудобство входа-выхода
(практически полное отсутствие аварийного выхода), а также герметизация вводов
кабелей, тросов и тяг.
В тридцатые годы разработка конструкций высотных кабин для самолетов
продвинулась достаточно настолько, что были снабжены удобными остеклением и
входной дверью и, главным образом, могли быть встроены в фюзеляж и
использоваться в качестве части его несущей конструкции. Примером использования
такой высотной кабины являлся британский экспериментальный самолет, построенный
компанией General Aircraft Ltd. (GAL). Производственные мощности данной компании
находились в лондонском аэропорту Кройдон, а в 1934 году фирма продолжила
заниматься производством самолетов на новом месте в Ханворте (Hanworth) на месте
разорившейся компании Monospar Wing Co.. Среди созданных компанией военных
самолетов самым известным, несомненно, является большой транспортный планер
GAL.49/58 Hamilcar.
Во второй половине тридцатых годов стало очевидно, что Великобритания начинает
отставать от США в конструкциях пассажирских самолетов. В Америке пионером в
области самолетов с совершенными герметичными кабинами стал построенный для ВВС
армии США Lockheed XC-35. Данный экспериментальный самолет вел свое
происхождение от пассажирского самолета Lockheed Electra. Кульминацией развития
довоенных самолетов с высотными кабинами стал четырехмоторный серийный
пассажирский самолет Boeing Model 307 Stratoliner.
В 1937 году Министерство авиации и Управление гражданской авиации объявили
конкурс на современный четырехдвигательный пассажирский самолет, оснащенный
герметичный салоном. В конкурсе приняли участие несколько авиастроительных
компаний. Наибольшего прогресса добилась компания Fairey со своим проектом
F.C.1, но строительство прототипа было прервано начавшейся Второй Мировой
войной. Компания General Aircraft предложила на конкурс свои проекты: GAL.40A с
двигателями Rolls-Royce Merlin и GAL.40B с Bristol Hercules. Однако для сбора
необходимой информации и получения практического опыта работ с герметичными
кабинами было решено построить экспериментальный самолет GAL.41, предназначенный
для испытаний изготовленного в уменьшенном масштабе герметичного фюзеляжа.
За основу был взят созданный предыдущей компанией самолет Monospar ST-25
Universal. Работы по переоборудованию машины проводил главный конструктор
компании GAL Д. Л. Холлис Уильямс (D. L. Hollis Williams), который оснастил
самолет новым фюзеляжем. В тоже время в машины были сохранены:
- крыло;
- силовая установка, состоявшая из двух редукторных радиальных семицилиндровых
95-сильных (70 кВт) двигателей Pobjoy Niagara III, вращавших двухлопастные винты
фиксированного шага;
- хвостовое оперение.
Компании General Aircraft удалось «переманить» с Fairey конструктора Джека
Финнимора (Jack Finnimor), который участвовал в разработке пассажирского
самолета F.C.1. Как следствие предварительные работы над герметической частью
прошли очень быстро, и они были успешными. Однако поскольку Monospar ST-25
Universal был небольшим самолетом, силовая установка которого была маломощной,
то новый фюзеляж и особенно его герметичная часть с оборудованием должны были
соответствующим образом облегчены. С другой стороны это представляло собой
интересную инженерную задачу…
Основным элементом фюзеляжа стала цилиндрическая камера диаметром 1524 мм,
склепанная из американского алькледа, в то время как заклепки и другие
соединения были закрыты специальной резиной Linatex. Дно камеры было
полусферическим. Вход в камеру был через деревянную (!) дверь опять же с
резиновыми уплотнениями. По бортам находились прямоугольные окна, круглые
отверстия из нескольких слоев плоского плексигласа и лобовое стекло, состоявшее
из семи изогнутых частей. На задней части камеры была должным образом
прикреплена легкая дюралюминиевая решетка с обширным внутренним креплением и
полотняной обшивкой. Полотняная обшивка также использовалась в крыле, фюзеляже
позади герметичной кабины и в хвостовом оперении.
В фюзеляже перед герметичной кабиной находилась металлическая полумонококовая
конструкция, в которой размещался двухцилиндровый двигатель воздушного
охлаждения Sprite, оснащенный электростартером, развивавший мощность 25 л.с. (18
кВт) и приводивший в движение центробежный компрессор и другое вспомогательное
оборудование. Охлаждающий воздух поступал и выходил через щели в обшивке.
Теоретически давление в кабине, соответствующее уровню моря, должно было
поддерживаться вплоть до высоты 5200 метров.
Изготовление GAL.41 было завершено в мае 1939 года и 11 числа этого же месяца
состоялся первый полет под управлением Холлиса Уильямса. Изготовленная из
алькледа часть самолета осталась неокрашенной, тогда как полотняная обшивка была
покрыта алюминиевой краской. Машина не была сертифицирована и не получила номер
гражданской регистрации. Таким образом первый полет самолета состоялся с
внутрифирменным обозначением T45.
Незадолго до начала войны данным самолетом заинтересовался расположенный в
Фарнборо Королевский авиационный НИИ (RAE - Royal Aircraft Establishment),
который начал разработку герметичной кабины для высотной версии бомбардировщика
Vickers Wellington. Результатом стало то, что RAE посоветовал компании GAL
заменить прямоугольные окна с острыми углами на иллюминаторы круглой или
овальной формы. Это, однако, не было сделано, как и не была произведена
установка более мощных двигателей, с которыми потолок самолета превысил бы 5000
метров. Несмотря не невыполненные усовершенствования результаты экспериментов
оказались полезными при создании прототипов Wellington Mk.V и Mk.VI.
Согласно предписаниям военных самолет GAL.41 в сентябре 1940 года получил
камуфляжную окраску и опознавательные знаки Королевских ВВС, хотя сама машина
находилась в собственности компании и не была принята Министерством авиации. Как
следствие, самолет не имел серийного военного номера, не был принят на
вооружение Королевских ВВС и оставался с внутрифирменным обозначением (т.н. В
Condition) T-0222.
GAL.41 продолжал полеты и испытания герметичной кабины и ее оборудования до
самого конца войны. В 1946 году самолет был признан непригодным к эксплуатации.
Машину разобрали, а ее герметичная камера без дверей и окон в течение
длительного времени находилась в Ханворте за ангарами. Компании General Aircraft
в силу ряда причин не удалось построить ни четырехмоторный дальний пассажирский
самолет с герметичной кабиной, ни дальний высотный истребитель с двумя
двигателями Merlin (спецификация F.4/40).
(c) alternathistory.org.ua
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
GAL.41 |
Размах крыла, м |
12.24 |
Длина, м |
8.03 |
Высота, м |
2.14 |
Площадь крыла, м2 |
20.16 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
максимальная взлетная |
|
Тип двигателя |
2
ПД Pobjoy Niagara III |
Мощность, л.с. |
2 х
95 |
Крейсерская
скорость , км/ч |
177 |
Продолжительность полета, ч |
3.5 |
Практический потолок, м |
4000 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|