Несмотря на то, что основным направлением деятельности американского
аэрокосмического агентства НАСА является реализация космических миссий, у
агентства имеется целое подразделение NASA Aeronautics Research Mission
Directorate, которое занимается перспективными разработками и в направлении
атмосферных полетов. Не так давно, приурочив это дело к американскому
национальному Дню Авиации, специалисты НАСА опубликовали снимки прототипа их
нового летательного аппарата, способного осуществлять вертикальный взлет и
посадку. Этот аппарат, получивший название GL-10 Greased Lightning, можно
рассматривать как продолжение линии известного V-22 Osprey, но новый аппарат
унаследовал гораздо больше положительных черт от двух своих "прародителей", от
самолета и от вертолета.
GL-10 Greased Lightning - это концепт, разработанный в рамках более обширной
программы НАСА, конечной целью которой является создание эффективного гибридного
или электрического летательного аппарата с вертикальным взлетом и посадкой
(Vertical TakeOff and Landing, VTOL). В настоящее время в рамках этой программы
разработано четыре разных концепта, но концепт GL-10 является самым легко
реализуемым из всех, что и обусловило его создание в виде модели, размах крыльев
которой составляет около 3 метров.
Конструкция летательного аппарата GL-10 Greased Lightning, наверняка, знакома
нашим многим читателям по различным научно-фантастическим фильмам, нечто
подобное можно увидеть в популярном сериале "Агенты щита". Только вместо
поворачивающихся двигателей которыми обычно "блистают" фантастические аппараты,
летательный аппарат GL-10 в момент перехода от вертикального полета к
горизонтальному и наоборот осуществляет поворот основных плоскостей, на которых
расположено по четыре электродвигателя с винтами, и горизонтальных плоскостей
хвостового оперения. Особо стоит отметить, что все винты на одной плоскости
вращаются не в одну сторону, а направление их вращения чередуется определенным
образом. За счет такого решения конструкторам удалось снизить механическую
нагрузку на каждое крыло и на фюзеляж аппарата.
Как уже упоминалось выше, летательный аппарат GL-10 Greased Lightning в нынешнее
время существует лишь в виде модели. И недавно эта модель совершила свой первый
испытательный полет. Правда, этот полет в целях безопасности самой модели
проводился на привязи, а испытатели проверяли саму возможность летательного
аппарата GL-10 летать, переходить из режима вертикального к горизонтальному
полету и наоборот. Кроме этого, в ходе проведенных испытаний была осуществлена
проверка правильности выбора очередности направления вращения винтов каждого из
крыльев.
В ходе первых полетных испытаний были выявлены некоторые недостатки конструкции
летательного аппарата GL-10. После устранения этих недостатков конструкторы
собираются провести очередные испытания, во время которых аппарат уже
отправиться в свой первый самостоятельный полет.
.