Американский конструктор
Leonard Warden Bonney был человеком уникальным во всех отношениях.
Соратник братьев Райт, пилот Первой Мировой - и вообще, человек
нерядовой и увлекающийся. И в середине 20-х он увлекся идеями
использовать идеи, подсмотренные у живой природы. Чайки, к примеру, -
прекрасные летуны, и у них совершенно замечательная форма крыльев. Не
тут ли зарыта собака...? Ответ мог дать только эксперимент.
И к 1928 году Леонард строит свою "чайку", самолет запредельных даже по
современным параметрам характеристик (правда, с вполне тривиальным
мотором Kirkham 9 cylnder Radial в 180 лошадок). В частности, он мог
менять не только стреловидность (к этому мы более-менее привыкли), но и
степень поперечной V-образности, угол атаки и даже, в некоторой степени,
площадь. Плюс огромные элероны/закрылки. Примерно такими же
способностями обладал и хвост самолета. Шевелился почти как у живой
птицы. Все это взятое вместе позволяло автору машины надеяться на то,
что сегодня мы называем "сверхманевренностью".
Правда, если для
традиционного самолета хватает педалей, ручки управления и органов
управления винтомоторной группой, - то при всех "бионических" формах
поведения этого самолета - я даже не знаю, как это должно было выглядеть.
И мог ли пилот связанно контролировать все это многообразие возможностей?
Первый же испытательный полет 4 мая 1928 года подтвердил все самые
печальные опасения. Вскоре после взлета, примерно на высоте 50 футов
самолет делает странное движение крыльями (что хотел сделать пилот -
неизвестно, самописцами тогда экспериментальные аппараты оснащать только
пробовали, как экзотикой) - после чего переходит в неуправляемое
пикирование, завершившееся ударом об землю. Леонарда Бонни - а в кабине
был именно он, денег на найм профессионального испытателя не нашлось, -
выбрасывает из кабины. С тяжелейшими травмами его доставляют в местную
больницу, где он спустя некоторое время и умирает.
Так трагически оборвалась
жизнь американского конструктора и мечтателя Леонарда Бонни. Он опередил
свое время на десятки лет, более-менее к подобному уровню "жизни" крыла
мы только-только подбираемся сейчас, - но нас страхуют сверхмощные
компьютеры, а тогда вот ему не было на что положиться...
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Gull |
Размах крыла, м |
12.27 |
Длина, м |
6.58 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
нормальная взлетная |
900 |
Тип двигателя |
1 ПД
Kirkham |
Мощность, л.с. |
1 х 180 |
Максимальная скорость , км/ч |
|
Практическая дальность, км |
|
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2014
|