В 1929 году
американский инженер Винсент Джастас Бурнелли
(Vincent Justus Burnell) построил необычный самолет GX-3 (иногда
еще он обозначался Uppercu-Burnelli UB-SS, так как он был
построен компанией Uppercu-Burnelli Corp.), в котором использовал
не только принцип несущего фюзеляжа, но также крыло изменяемой кривизны.
Этот экспериментальный двухбалочный самолёт был
предназначен для изучения средств механизации крыла: предкрылков, мощных
закрылков вдоль всего размаха крыла и управляемых крылышек (winglets) на
концах крыльев. Крылышки играли роль элеронов: ведь вся задняя кромка
крыла была занята.
Такая конструкция создавалась чтобы
получить максимальный эффект от использования выдвижных закрылков и
отклоняемого носка крыла, расположенных по всему размаху, что позволяло
менять длину хорды и кривизну профиля крыла. Угол отклонения носка крыла
составлял 35 градусов, закрылков -30 градусов.
GX-3 имел для варианта поперечного
управления. В одном из вариантов на концах крыла устанавливались обычные
элероны, в другом для поперечного управления использовались
цельноповоротные узкие законцовки крыла.
Шасси четырехколесное, неубирающееся, связанное с высоко
расположенным крылом мощными подкосами. Каждая стойка представляла собой
обтекаемую тележку, с двумя колесами разного диаметра, расположенных
одно за другим.
Мощная механизация крыла обеспечила прекрасные
взлётно-посадочные характеристики, разбег составлял только 90 м.
Оперение двухкилевое с дополнительными маленькими килями
на концах стабилизаторов.
GX-3 оснащался двумя 90-сильными
двигателями ADC Cirrus III, устанавливаемых по краям передней кромки
центроплана. Между двигателями позади винтов размещалась кабина экипажа.
Размещение пилотов – рядное.
Скоростной диапазон
GX-3 также был впечатляющим, максимальная скорость – 220
км/ч при посадочной скорости всего 48 км/ч.
Был закончен только один экземпляр,
получивший регистрационный номер X124H. Планировалось представить
самолет для участия в Гуггенхеймовском конкурсе на безопасный аэроплан (Guggenheim
Safe Aircraft Competition), но к окончанию конкурса 1 октября 1929г.
GX-3 еще не был готов.
В испытаниях самолёта участвовал
знаменитый позднее своими рекордами скорости налетом на Токио с палубы
авианосца Джимми Дулитл ("Jimmy" Doolittle).
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
GX-3 |
Размах крыла, м |
14.90 |
Длина, м |
7.90 |
Высота, м |
2.85 |
Площадь крыла, м2 |
20.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
745 |
нормальная взлетная |
1180 |
Тип двигателя |
2 ПД
ADC Cirrus III |
Мощность, л.с. |
2 х 90 |
Максимальная скорость , км/ч |
220 |
Практическая дальность, км |
|
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|