Появление концепции резинового надувного самолёта можно отнести к первым
экспериментам с надувным резиновым планером, построенным конструктором Taylor
McDaniel в 1930-х. В 1956 армия США заказала предприятию Goodyear проект
надувного спасательного самолёта, который мог бы сбрасываться с воздуха способом
парашютного десантирования в жёстком контейнере объёмом 1,25 кубометра, и
приводиться в готовность на земле за несколько минут.
Проект был завершен за
двенадцать недель. Весь планер представляет собой наддутые до жесткости
резиновые оболочки. Исключение составляют только винтомоторная группа, шасси и тросики управления. Основным материалом корпуса был трёхслойный композит из двух
слоёв резины и проложенной между ними нейлоновой сети. Наддув конструкции в
воздухе осуществлялся от компрессора, приводимого двигателем.
В принципе, ничего особенного, если не задаваться вопросом как удалось добиться
такой жесткости надувных конструкций? Сколько там давления, как оно не
взрывается?
Фокус в том, что новый конструктив под названием "Эрмет" - не просто надувная
оболочка, а объемная силовая структура! Между стенками камеры располагается
натянутая (в наддутом виде) нейлоновая сеть, которая распределяет нагрузку так,
что даже длинные надувные балки идут на аккуратный изгиб, а не ломаются в точке
приложения внешнего давления. Именно поэтому наддутое до скромной величины в
170кПа (1.7атм) многометровое крыло не проявляет никаких поползновений к
складыванию, да и стойка с двигателем нисколько не изламывает фюзеляж. Честно
говоря, в особо напряженных на растяжение местах заделаны еще и стальные тросики.
Первый прототип GA-33 Inflatoplane (N39635) взлетел 13
февраля 1956 года. За ним последовал второй прототип GA-447
с новыми крыльями. Для армейских испытаний Goodyear Inflatoplane
(фирменное обозначение AO-2)
выпускался в двух модификациях - двухместный GA-466 (XAO-2-GI) и одноместный
GA-468(XAO-3-GI). Одноместный самолёт, GA-468, приводился в готовность
(надувался до давления 170 kPa) приблизительно за 5 минут.
Испытания прототипов проводились на озере Wingfoot Lake, Akron, штат Огайо. В
ходе одного из полётов произошла катастрофа, непосредственной причиной которой
был отрыв троса управления, погиб пилот лейтенант Уоллис.
Программу притормозили "до выяснения", несколько лет промурыжили в подвешенном
состоянии, а потом и война во Вьетнаме кончилась. При чем тут война во Вьетнаме?
Ну как же, ведь именно оттуда предполагалось удирать сбитым летчикам на
"запасных самолетах", которые им бы скидывали поисковые группы. А
поскольку надобность в этим средствах возвращения миновала - то и программу
надувных самолетов благополучно пустили под нож в 1973 году со словами "что ж
это за военный самолет, который можно сбить из лука стрелой"...
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
GA-466 |
Размах крыла, м |
8.53 |
Длина, м |
5.84 |
Высота, м |
1.22 |
Площадь крыла, м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
нормальная взлетная |
336 |
Тип двигателя |
1
ПД McCulloch 4318 |
Мощность, л.с. |
1 х
60 |
Максимальная скорость , км/ч |
113 |
Практическая дальность, км |
440 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
152 |
Практический потолок, м |
1981 |
Экипаж, чел |
1+1 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2011
|