В 1930-е годы японская
авиация начала делать шаги в направлении закрытия технологического
разрыва с западным миром. В 1938 году авиационный
научно-исследовательского института Токийского университета во главе с
Сироку Вада начал исследовательскую программу высокоскоростного
самолета. Основной целью был сбор данных на высокой скорости полета, но
существовало мнение, что побитие абсольтного рекорда скорости на
дистанции 3 км является достижимой целью.
Проект самолета был известен как Ken III (Kensan
III или Исследовательский III) и включал в себя множество дополнительных
особенностей, бывших новыми для японской авиации. Было выдано разрешение
на разработку самолета, и в мае 1941 года постройка деревянного макета
была завершена. В связи с началом Второй Мировой войны проект был
передан японской императорской армии и получил обозначение Ki-78.
Контракт на производство двух прототипов был выдан компании Кавасаки,
работы начались под руководством Исаму Имаси. Постройка первого
прототипа началась в сентябре 1941 года на заводе Кавасаки у авиабазу
Гифу.
Ki-78 был цельнометаллическим низкопланом обычной компоновки. Небольшой
обтекаемый фюзеляж был сделан как можно более узкими и его длина
составила 8,1 м. Обладавшее ламинарным профилем крыло имело размах 8 м и
площадь 11 м². Для снижения посадочной скорости и улучшения
управляемости на низких скоростях крыло было оснащено зависающими
элеронами и комбинацией щелевых закрылков и закрылков Фаулера, что было
впервые на японских самолетах. Когда закрылки Фаулера были выпущены,
примерно в такой же степени выпускались щелевые закрылки. Когда закрылки
были полностью выпущены, элероны автоматически опускались вниз на угол
10°.
Ki-78 был оснащен
двенадцатицилиндровым инвертированным V-образным двигателем Daimler-Benz
DB 601A, вращавшим трехлопастный металлический винт. Есть некоторые
сомнения в том: имел ли установленный на самолете двигатель немецкое
происхождение (импортированный мотор немецкой постройки DB 601) или
построенные по лицензии копии компании Кавасаки (Ha-40 Army Type 2), но
скорее всего это были импортные немецкие двигателя. Двигатель DB-601
имел диаметр и ход поршня 150 мм и 160 мм соответственно, что давало
общий литраж 33,9 л. На 2500 об/мин двигатель развивал 1175 л.с..
Двигатель Ki-78 оснащался водометаноловой система впрыска (также впервые
я Японии) для кратковременного развития мощности в 1550 л.с.. Самолет
нес 250 л топлива и 60 л водо-метаноловой смеси.
Охлаждение двигателя обеспечивалось двумя радиаторами, расположенными по
одному с каждой стороны хвостовой части фюзеляжа. Радиаторы имели
немного выступающие из фюзеляжа широкие воздухозаборники. Потоком
воздуха, проходящего через каждый радиатор, управляли заслонки,
изменявшие выходное сечение радиаторов. Кроме того, в фюзеляже
находилась небольшая турбина мощностью 60 л.с., вращавшая вентилятор для
помощи в дальнейшем охлаждении. самолет имел высоту 3,07 м и пустой вес
1930 кг.
Первый полет Ki-78
состоялся 26 декабря 1942 года, в ходе которого были обнаружены плохая
управляемость на низких скоростях и крайне низкие характеристики
сваливания. Самолет был тяжелее, чем в проектно-сметной документации,
что увеличило удельную нагрузку на крыло. Даже со специальными
закрылками и зависающими элеронами взлетная и посадочная скорости были
высокими и достигали 205 км/ч и 170 км/ч соответственно. Кроме того на
относительно низкой скорости 635 км/ч был обнаружен флаттер руля высоты;
для его устранения на рули была установлена роговая компенсация.\
Высокоскоростные летные испытания начались в апреле 1943 года, и в
течение 31-го полета, состоявшегося 27 декабря, Ki-78 на высоте 3527 м
развил максимальную скорость 699,6 км/ч. Это было значительно меньше,
чем скорость целевой программы в 850 км/ч. Исследования показали, что
для улучшения летных характеристик Ki-78 были необходимы значительные
изменения планера. Следовательно, после состоявшегося 11 января 1944
года тридцать второго полета самолета программа Ki-78 была официально
прекращена; всего был построен один самолет.
Уникальный Ki-78 пережил войну, но в 1945 году был уничтожен
американцами на аэродроме Гифу.
(c) alternathistory.org.ua