Эта история началась в 1988 году, когда дело шло уже к распаду Союза, но надежда на стабильность еще тлела в сердцах руководителей огромного государства. В
клуб технического творчества при Минском заводе шестерен поступило творческое задание от местной сельскохозяйственной структуры: сконструировать маневренный и
легкий самолет, способный противостоять сильным боковым ветрам. Самым популярным "сельхозником" был в то время Ан-2: он мог взять на борт много удобрений и
распылительное оборудование. Но ветер был его страшным врагом - в бескрайних кубанских полях Ан-2 по управляемости напоминал бешеного слона.
За дело взялись авиационный техник Аркадий Александрович Нарушевич, летчик Анатолий Леонидович Гущин и еще несколько человек. После длительных исследований Нарушевич пришел к неожиданному выводу: нужно строить самолет с замкнутым контуром крыла, но не с кольцевым, а овальным. Было построено несколько макетов,
которые летали вполне удачно (отмечу, что во время нашего общения Нарушевич за 15 минут сделал бумажный макет - и тот полетел!). Энтузиасты закупили материалы и
сконструировали овальное крыло. И тут грохнул 1991 год. СССР остался в прошлом, финансирование буквально в несколько дней закончилось, а оставшиеся средства
были отозваны. Крыло отправили на долгохранение, и о проекте самолета забыли. Но это был далеко не конец.
В 1998 году Анатолий Гущин, Анри Наскидянц и еще ряд летчиков уговорили Нарушевича продолжить работу над самолетом. Самолетом заинтересовалась некая частная
фирма, деньги нашлись, полузабытое крыло было восстановлено, и команда приступила к сборке фюзеляжа. Все делали с нуля. Разве что стойки шасси взяли от
вертолета Ми-1, а приборную панель - от Ан-2. Конструировали машину под потенциального потребителя: места для одного или двух пилотов и трех пассажиров
полукругом. Вместо пассажиров можно было разместить емкости для хранения удобрений и распылительного оборудования...
Важной особенностью самолета Нарушевича было то, что овальное крыло не крепилось непосредственно к фюзеляжу. Он располагался внутри крыла на стойках и подвесах.
Таким образом, подъемная сила создавалась по всей поверхности крыла.
К 2004 году были проведены первые полевые испытания полученной машины, названной Кольцеплан или OW-1 (Oval Wing), и получившей регистрационный номер
EW-067LL. Она совершила несколько подлетов при штиле и боковом ветре. Изобретатели обнаружили, что
аппарат обладает весьма необычными аэродинамическими свойствами. Во-первых, самолет с овальным крылом (СОК) совершенно не реагировал
на порывы бокового ветра вплоть до 13 м/с. Во-вторых, для разбега ему хватало 150 м (у Ан-2 - 180 м, у остальных самолетов того же класса порой еще больше). Но
главным оказалось практическое соотношение полезной нагрузки и общей снаряженной массы самолета - 0,45! К такому коэффициенту никто пока и близко не подходил.
Самолет смело можно было показывать будущим инвесторам.
В 2006 году темой овального крыла опять заинтересовались специалисты. На одном из минских предприятий была организована опытно-конструкторская работа (ОКР) по
восстановлению самолета с овальным крылом, его испытаниям и изучению аэродинамических особенностей. Главным конструктором ОКР стал Александр Михайлович Анохин,
бывший военный летчик с солидным 35-летним стажем. Нарушевич и Гущин вошли в состав конструкторского бюро. В 2008-м к работе был привлечен доктор
физико-математических наук, профессор Леонид Иванович Гречихин. Он работал над аэродинамическими свойствами ракет еще со знаменитым Королевым, а ныне
консультирует и читает лекции в различных институтах СНГ. В итоге сложился коллектив, который и сейчас продолжает работу над этой тематикой.
Проблема была в том, что самолет с 2004 года в небо не поднимался и пришел практически в негодное состояние. Но работа закипела не на шутку. Самолет был
доработан, подготовлен к полетам и выведен из ангара. Начались испытания. Конфигурация машины осталась прежней, но доводка была серьезной - вплоть до изменения
профиля крыла. Значительная работа досталась Гречихину: самолет с овальным крылом был построен, но никто его подробно ранее не рассчитывал!
Самолет с овальным крылом последнее время находился на хранении в Барановичах, на авиаремонтном заводе. В Боровую доставлен 17 декабря 2015 года. После покраски
в мае 2016 года на самолет был нанесен номер EW-555AO. В экспозиции музея установлен 9 июня 2016 года.