В конце тридцатых - начале сороковых годов в научно-исследовательских центрах
разных стран развернулись интенсивные поисковые работы по новым профилям крыльев
и формам фюзеляжей. Отличительной их особенностью должно было стать наличие на
обтекаемой поверхности довольно протяженных зон, где течение в пограничном слое
носило бы не завихренный (турбулентный), как обычно, а плавный (ламинарный)
характер. Благодаря этому резко уменьшалось аэродинамическое сопротивление
самолета (точнее - сопротивление трения). Разработка так называемых ламинарных
профилей и фюзеляжей представляло в ту пору сложную научную и техническую
задачу. Для получения наибольшего эффекта требовались уже иные подходы и к
аэродинамической компоновке самолета в целом. По мнению ученых ЦАГИ, работавших
в этом направлении (первыми среди них были И.В.Остославский, Г.П.Свищев и
К.К.Федяевский), перспективный самолет с ламинарным обтеканием должен был
представлять собой двухбалочный моноплан с хорошо обтекаемым фюзеляжем, в
хвостовой части которого располагался бы мотор с толкающим винтом. Крыло
небольшого сужения, трапецевидное в плане.
Но, прежде чем строить опытный самолет, требовалась тщательная экспериментальная
проверка. Дело осложнялось тем, что провести
все необходимые исследования в аэродинамических трубах оказалось невозможным,
поскольку в них набегающий поток не имел достаточной для таких тонких
экспериментов плавности и был слишком завихрен. Стала очевидной необходимость
летного эксперимента. И тогда решили построить экспериментальный планер, который
получил название ЛС (ламинарный слой). Его собрали в ЦАГИ в 1942 г.
ЛС полностью отвечал новым принципам аэродинамической компоновки перспективного
истребителя. Вот только шасси сделали неубирающимся (на снимках обтекатели
шасси сняты). Крыло планера было составлено из ламинарных профилей ЦАГИ,
разработанных И.В.Остославским и К.К.Федяевским в 1939 г. Эти профили имели
рекордно низкое аэродинамическое сопротивление, но одновременно обладали
неважными несущими свойствами. Последнее, вообще-то говоря, в той или иной мере
характерно для всех ламинарных профилей.
Для испытаний планера пригласили такого квалифицированного летчика как
В.Л.Расторгуев. Но даже он не смог справиться с управлением Л С. При заходе на
посадку Л С резко просел и ударился о землю. Летчик остался цел, но планер
оказался совершенно разрушен.
Неудача не обескуражила ученых. Просто опыт показал, что требуются другие
профили с лучшими несущими характеристиками. И такие профили в ЦАГИ в 1943 г.
разработал Г.П.Свищев (позже стал академиком АН СССР).
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
ЛС |
Размах крыла, м |
14.89 |
Длина, м |
10.39 |
Высота, м |
3.17 |
Площадь крыла, м2 |
30.00 |
Масса, кг |
|
нормальная взлетная |
|
максимальная взлетная |
|
Максимальная скорость , км/ч |
|
Практическая дальность, км |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
Схемы:
|
ЛС |
Варианты окраски:
|
ЛС |
|
Уголок неба. 2016
|