В 1941 году в рамках проводившихся с 1936 года работ над крупными
пассажирскими и транспортными самолетами X-серии Фредерик Джордж Майлз решил
построить летающий макет, разработанный в соответствии с принципами, заложенными
в машины серии X: широкий невысокий фюзеляж с продольным сечением в виде
аэродинамического профиля сливавшийся постепенно с крылом посредством больших
корневых зализов. Ответственным за проектные работы был ведущий конструктор
Фрэнк Х. Робертсон (Frank H. Robertson).
Целью постройки летающего макета было проведение летных испытаний и определение
фактических возможностей выбранной компоновки и способности ее достичь
преимуществ над стандартной компоновкой. Однако оказалось, что в маленьком
самолете воспроизвести все отличительные особенности самолетов X-серии
практически невозможно. Во-первых, глубина фюзеляжа, необходимая для размещения
даже сидящего пилота, была слишком большой, чтобы позволить постепенное слияние
с крылом небольшого самолета, что хорошо заметно в виде спереди, а во-вторых, в
наличии не было двигателей, размеры которых позволяли полностью или частично
разместить их в крыле.
Таким образом, по крайней мере, в виде спереди M.30 X Minor не смог приблизиться
к желаемой форме. Тем не менее, самолет был построен и облетан в надежде, что
полезные данные все-таки могут быть получены.
Имевший деревянную конструкцию M.30 X Minor был оснащен трехопорным шасси с
носовой стойкой; основные стойки были позаимствованы у пассажирского самолета Miles M.8 Peregrine, а носовая стойка у учебной машины Miles M.16 Mentor.
Носовая часть фюзеляжа была оснащена очень большими панелями из литого
плексигласа, дававшими удивительные оптические эффекты: при заходе на посадку
аэродром появлялся словно море с тяжелой зыбью, и предстояла сложная задача
определить: приземляться на вершину или во впадину!
Первый полет X Minor состоялся в феврале 1942 года под управлением Т. Роуза (T.
Rose), и, как обычно, начальные летные испытания были проведены с еще полуготовым самолетом, в котором связь между носовой стойкий и педалями
управления еще не была установлена. В качестве временной меры к носовой стойке
была прикреплена штанга, образовавшая своего рода румпель (tiller). Поскольку на
самолете было установлено только одно сиденье, то задачей автора было лежать на
полу и крепко держать колеблющийся румпель, в то время как Джордж Майлз управлял
самолетом.
Вход в кабину был через небольшой люк в левом корневом обтекателе. Разместив
наши парашюты на борту, мы забрались внутрь и взлетели. Распластавшись на полу,
я не имел ничего против, чтобы закрепиться как следует: было не так то
просто удержать румпель. Во время взлета мне несколько раз – с постоянным
увеличением раздражения – пришлось услышать голос Джорджа: "Ты можешь держать
его прямо?"
Когда самолет набрал высоту, в голову автору пришло, что входной люк был
недостаточного размера, чтобы выбраться из него с парашютом. Я сообщил о
проблеме Джорджу, на что он предположил, что в случае чрезвычайной ситуации
нужно открыть люк, выбросить парашют и как можно скорее прыгать за ним следом в
надежде догнать его на пути вниз!
Спустя несколько минут чрезвычайная ситуация действительно возникла, но, к
счастью, всего на несколько минут: при выпуске шасси одна основная стойка вышла,
тогда как другая осталась в нише гондолы. Эта операция была проведена несколько
раз, пока упрямая стойка не вышла, позволив, тем самым, избежать посадки на
брюхо.
Позднее были установлены удлиненные законцовки крыла, увеличив его размах 33
футов (10,06 м) до 38 футов 6 дюймов (11,73 м). Когда летные испытания были
завершены, X Minor был отправлен во вновь открывшееся училище (Apprentice School)
в качестве технического пособия. В этом училище машина и завершила свои дни.
(c) alternathistory.com