Легкий экспериментальный самолет МАИ-62 был спроектирован и построен в 1961 - 1962 гг.
Конструкторы самолета - студенты В. Рыцарев, И. Авдошин, В. Пушкин, О. Тищенко.
Ведущий конструктор А. И. Пьецух. Самолет разрабатывался совместно с АСК МАИ. Он
выполнен по схеме "летающее крыло" со стреловидными консолями и центропланом
ромбовидной формы, причем стреловидности центроплана и консолей по передней
кромке были равными (45°). Таким образом, передняя кромка была прямой, без
изломов. То, что стреловидность задней кромки центроплана была обратной, а
максимальная хорда центроплана - довольно большой (4 м), позволяло ожидать
хороших взлетно-посадочных характеристик за счет влияния экранного эффекта.
Самолет МАИ-62 имел достаточно оригинальную форму крыла в плане, которая, как
показали современные исследования, значительно расширяет диапазон скоростей и
улучшает летные характеристики. Интегральная схема компоновки (примером которой
и является МАИ-62) получила всеобщее признание и стала широко применяться.
Для улучшения продольной устойчивости самолета конструкторам удалось с помощью
стреловидных консолей, на концах которых были установлены рули высоты,
значительно увеличить плечо горизонтального оперения (до 3,5 м). В месте
стыковки консолей к центроплану крепились основные стойки шасси, закрытые
обтекателями. К концевым хордам консолей перпендикулярно продольной оси самолета
шарнирно крепились горизонтальные рулевые поверхности - рули высоты. На задней
кромке консолей между рулями высоты и обтекателями шасси размещались элероны.
Вертикального оперения самолет не имел. Управление у МАИ-62 - как у обычного
самолета. Предполагалось, что улучшению путевой устойчивости будет
способствовать пилон двигателя, имевший вместе с капотом достаточно большую
боковую поверхность. Путевая управляемость обеспечивалась рулевыми
поверхностями, которые служили рулями высоты (отклоняясь вверх и вниз) и могли
одновременно расщепляться (наподобие закрылка типа "крокодил"). При нажатии на
левую педаль рулевые поверхности на левой консоли расщеплялись, аэродинамическое
сопротивление увеличивалось и самолет разворачивался влево. При нейтральном
положении педалей рулевые поверхности были плотно сжаты без нарушения исходного
профиля рулей высоты.
Самолет имел неубирающееся трехколесное шасси с носовым колесом. В носовой части
центроплана размещалась закрытая фонарем кабина пилота. Фонарь переходил в
комбинированный пилон-капот двигателя с толкающим двухлопастным винтом,
выполненным из дюралевых сплавов. На втулке винта устанавливался кок. Самолет
имел чистые аэродинамические формы, был изготовлен из дерева с применением
дюралюминиевых сплавов. Размеры его сравнительно небольшие: размах крыла 5 м,
длина 5,2 м, площадь крыла 6 кв.м, масса конструкции 300 кг, полетная масса 440
кг. Двигатель "Хирт" мощностью 80 л.с. рядный, воздушного охлаждения.
Самолет испытывал А. И. Пьецух в 1965 г. Были пробежки и подлеты, двигатель
работал неустойчиво, сильно перегревался, особенно на малой скорости, т.к. не
было принудительного обдува потоком от воздушного винта. Самолет экспонировался
на Всесоюзной выставке НТТМ и был удостоен медали ВДНХ и Почетного диплома
журнала "Техника - молодежи".
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
МАИ-62 |
Размах крыла, м |
5.00 |
Длина, м |
5.20 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
6.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
300 |
максимальная взлетная |
440 |
Тип двигателя |
1 ПД Hirt |
Мощность, л.с. |
1 х 80 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
Продолжительность полета, ч. |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
МАИ-62 |
|
Уголок неба. 2008
|