Махонин Иван Иванович родился в
1985 году в городе Петербурге. По окончании высшего технического заведения основал в Петербурге в годы
первой мировой войны собственное бюро изобретений. Занимался разработкой новых
типов вооружения: реактивных снарядов, бронебойных пуль, авиационных торпед и
т.п. После Октябрьской революции 1917 г. активно сотрудничал с советской
властью, участвовал в восстановлении и реконструкции железнодорожного
транспорта. Махонин был автором ряда проектов подвижного состава, некоторые из
которых были реализованы при поддержке Президиума ВСНХ и лично наркома путей
сообщения Ф.Дзержинского. В 1919 г. построил на Мытищинском заводе 3 мотовоза с
дизелями, работавшими на сыром мазуте, с электрической передачей. Они
эксплуатировались Николаевской железной дорогой. В следующем году по проекту
Махонина
на балтийском судостроительном заводе был построен оригинальный электропоезд,
состоявший из 3-х вагонов с электродвигателями, тендеров с аккумуляторными
батареями и обычных пассажирских вагонов. Он предназначался для регулярного
сообщения между Москвой и Петроградом, был опробован, но оказался неэкономичным
по сравнению с обычными электровозами и тепловозами. Вследствие этого, отношение
к новаторским идеям Махонина изменилось. Разработанный им в 1921 г. проект гигантского
дирижабля поддержки не получил, так же как и ряд других его изобретений. Это
явилось одной из причин эмиграции Махонина. Воспользовавшись своими связями в Наркомате
путей сообщения, он вместе с женой в конце 1921 г. выехал во Францию.
В Париже Махонин предложил свои изобретения французскому правительству.
Артиллерийское ведомство заинтересовалось проектами многоступенчатых ракет, а
морское министерство - предложением организовать производство дистиллированного
топлива из угля, которое было с успехом опробовано на торпедах, катерах и
транспортных судах. Менее дорогой и пожароопасный, чем бензин, дистиллят
Махонина
заинтересовал и авиационное министерство. Получив государственную поддержку,
изобретатель основал в Сен-Море под Парижем завод по дистилляции - " La
Compagnie des Carburants Makhonine". Произведенное дистиллированное топливо
нашло применение в наземном транспорте, а в июле 1926 г. начались его испытания
на самолетах. Однако, несмотря на поддержку общественного мнения и прессы, завод
Махонина был в следующем году закрыт из-за вредных выбросов и ядовитых выделений
продукта. Инженер занялся разработкой экспериментальных самолетов.
В сентябре 1929 г. Махонин представил проект самолета с изменяемым размахом крыла
(длина крыла изменялась от 13 до
21 м, а площадь от 19 до 33 м2).
Внешние части консолей могли телескопически втягиваться внутрь корневых частей
крыла. Благодаря этому при полете с большой скоростью существенно снижалось
вредное сопротивление. Ранее самолеты подобной схемы не строились. Получив
некоторую финансовую помощь, Махонин выполнил в Сен-Море в 1931 г. первый образец
своего экспериментального самолета Mak.10.
Первый полет самолета, оснащенного двигателем Lorraine 12Eb
мощностью 480 л.с., состоялся 11 августа 1931 года. После 4-х лет испытаний он был
значительно модернизирован и получил новый двигатель Gnome K.14
(800 л.с.) и обозначение Mak.101.
Благодаря новшествам самолету удалось достичь скорости 378 км/ч.
В период оккупации Франции немцами самолет и французский
летчик-испытатель были вывезены в исследовательский центр Rechlin. В ходе
испытаний летчик-испытатель, в лучших традициях
сопротивления, полностью разбил Mak.101.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Mak.10 |
Размах крыла, м |
|
минимальный |
13.00 |
максимальный |
21.00 |
Длина, м |
|
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
|
минимальная |
19.00 |
максимальная |
33.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
нормальная взлетная |
5000 |
Тип двигателя |
1 ПД
Lorraine 12Eb
|
Мощность, л.с. |
1 х 480 |
Максимальная скорость , км/ч |
300 |
Практическая
дальность, км |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2016
|