В начале 1940-х гг., когда исход войны ещё не казался предрешенным, в
Великобритании активизировали работы по экспериментальным проектам, способным
принести практические результаты в ближайшее время. В числе таких летательных
аппаратов особое место занимали "бесхвостки".
В 1942 году инженер Густав Ланчман представил проект экспериментального
самолёта, предназначенного для отработки новых (а также хорошо забытых старых)
конструктивных решений. Дизайн "бесхвостки" был разработан ещё в 1936 году, но
до войны реализовать эту смелую идею не удалось. По схеме самолёт представлял
собой моноплан с крылом среднего расположения и неубираемым трехстоечным шасси с
носовым колесом. Фюзеляж веретенообразной формы оснащался раздельными кабинами
для пилота и инженера-испытателя. В хвостовой части фюзеляжа устанавливался
небольшой киль. Два двигателя de Havilland Gipsy Major II мощностью 140 л.с.
каждый, оснащенные толкающими двухлопастными винтами, устанавливались в крыле.
На законцовках крыла крепились дополнительные шайбы, выполнявшими функции
вертикального оперения.
Несмотря на то, что работы проводились под общим руководством фирмы Handley Page,
постройка единственного прототипа была передана фирме Dart Aircraft. В 1942 году
планер самолёта был перевезён в Радлетт, где его оснастили силовой установкой и
оборудованием. Параллельно самолёту было присвоено название “Manx” – в честь
бесхвостых кошек породы Манкс с острова Мэн (мэнская бесхвостая), но в ряде
зарубежных источников он упоминается под названием Tailless Research Aircraft.
Опытный образец с бортовым кодом Н0222 был закончен весной 1942 года, но все
дальнейшие работы проводились крайне медленно. Причина низкого интереса к "бесхвоствке"
заключалась в том, что Handley Page была загружена более крупными заказами и
подобная "мелочь", как обычно, отходила на второй план. Наземные испытания
Н.Р.75 начались 14-го мая, когда самолёт совершил несколько пробежек. Однако,
12-го сентября произошло лётное происшествие, повлиявшее затем на судьбу "Manx".
В ходе испытаний на привязи самолёт совершил подлёт на высоту 3,66 метра и
неудачно приземлился. На ремонт понадобилось более полугода, в связи с чем
впервые самолёт поднялся в воздух 25-го июня 1943 года. Впрочем, но дальнейшая
судьба "Manx" оказалась несчастливой.
До ноября 1945 года Н.Р.75 совершил всего 31 полёт, налетав в сумме 17 часов 31
минуту, что было слишком мало даже для экспериментальной машины. Тогда же фирма
Handley Page наконец-таки "признала" существование этого самолёта, официально
присвоив ему обозначение Н.Р.75.
С каким успехом проходили испытания до сих пор точно не выяснено, поскольку
никаких точных данных в открытой печати не публиковалось. Не исключено, что
Н.Р.75 обладал некоторыми проблемами технического характера, однако более
страшным ударом стала гибель в авиакатастрофе прототипа пассажирского самолёта
Н.Р.81 “Hermaes” (2-го декабря 1945 года) двух сотрудников фирмы, также
участвовавших в программе испытаний "бесхвостки". Окончательно проект был закрыт
в декабре 1946 года, а единственный прототип разобран в 1952 году.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
HP.75 |
Размах крыла, м |
12.19 |
Длина, м |
5.59 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
22.76 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1361 |
нормальная взлетная |
1814 |
Тип двигателя |
2
ПД
de Havilland Gipsy Major II |
Мощность, л.с. |
2
х 140 |
Максимальная скорость , км/ч |
236 |
Крейсерская скорость , км/ч |
192 |
Практическая дальность, км |
|
Практический потолок, м |
3200 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2013
|